Семейный клуб "Приглашаем в мир общения"
статья (подготовительная группа) по теме
Взаимодействие педагогов и родителей по формированию семейных традиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб
«Приглашаем в мир общения»
Клементьева Наталья
Введение (актуальность вопроса)
« Как понять своего ребенка?», « Как научиться быть терпимее к его шалостям?» - многие родители задают эти вопросы психологу.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – тема нашей работы. Задача, которую мы ставим перед собой, - предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
Особенности общения и развития личности ребенка
Период дошкольного детства – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки и желанны со стороны ребенка. Со временем, если такие контакты не установлены, будет трудно, подчас и невозможно обрести взаимопонимание со своим повзрослевшим ребенком.
Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.
Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.
Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).
Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и т.д.
Гиперопека препятствует становлению творческой независимой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Многими авторами изучалось влияние конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.
Это дало возможность выделить четыре родительских установки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности, и способствует гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.
Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию.
Общение – это, прежде всего, взаимопонимание. Никакое результативное общение невозможно без ориентирования на другого человека. Запомните несколько важных заповедей, выполнение которых обеспечит вам правильное взаимодействие с детьми.
Заповедь первая
Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка, оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремиться к равноправию и не понимает, почему взрослым, а ему нельзя. Задачи взрослого – понизить целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование – запрет (нельзя и все, мал еще рассуждать), а требование объяснение.
Заповедь вторая
Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок был не прав, согласиться, если были вы не правы. Уметь признать свои ошибки, извиниться перед ребенком. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение, и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.
«Мое имя»
Имя играет огромную роль в жизни человека. С имени начинается осознание человеком своей индивидуальности и уникальности.
Нередко, дети плохо запоминают имена незнакомых людей, так как у них не развито уважительное отношение к собственному имени. Это можно и нужно исправить. Спросите неожиданно у ребенка: «Ты кто?». Скорее всего, он ответит: «Я – твой сын» или «Я твоя дочь». Это соединение «Я» ребенка с подчиненным отношением к вам говорит об очень многом. Прежде всего, оно свидетельствует, что он видит окружающий мир вашими глазами и говори о нем вашими словами. Свои слова у него пока не сложились.
Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени. Это позволит ребенку осознать себя отдельно от вас и других людей.
А знает ли ребенок, что значит его имя? Почему его так назвали?
Скажите, сколько вариантов своего имени знает ребенок, употребляете ли Вы их в общении с ним?
А вот что говорят сами дети? (высказывания детей, зафиксированные на ладошке)
Да, нам необходимо чаще ласково и нежно разговаривать с ребенком, осыпать его ласковыми и забавными прозвищами, не забывая при этом обращаться к нему по имени. Пусть в семье малыш хоть до свадьбы останется «котиком» или «лапушкой», но он твердо должен знать, что у него есть «взрослое» красивое имя. Важно, чтобы ребенок сам принял и полюбил свое имя, чтобы получал удовольствие при его звучании.
Имя – своеобразный жизненный код, как бы дополняющий информацию, передающуюся в ДНК. В этот код родители вкладывают свое послание новорожденному, свои добрые пожелания новому жителю планеты. И затем на протяжении жизни имя всегда играет определенную и весьма весомую роль. Родителям также не следует скупиться на тактильный контакт: погладить по голове, обнять, прижать малыша к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Общение"(семейное чаепитие)
Нетрадиционное родительское собрание...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/05/picture-76013-1599324400.jpg)
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника. (статья)
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.(статья)...
Конспект заседания семейного клуба на тему "Самое лучшее общение - это общение в своей семье"
Заседание семейного клуба проводится в форме интеллектуальной игры. В ходе игры воспитатель привлекает внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-533875-1416541763.jpg)
КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)
Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484711-1411313648.jpg)
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...
Конспект занятия семейного клуба «Уроки общения» по теме: «Сундучок семейных ценностей»
Цель: способствовать активному сотрудничеству детского сада с семьями воспитанников и их психолого-педагогическому просвещению. Задачи: 1.Формировать потребность в психолого-педагогич...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/09/picture-1332726-1620569454.jpg)
СЕМЕЙНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ: СОЧЕТАЕМ ОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Несколько полезных игр для совместного времяпровождения детей и взрослых - в картотеку педагогов и заботливых родителей......