Принципы отбора игрушек для детей с нарушенным зрением
учебно-методическое пособие по теме

В учебно-методическом пособие говориться о принципах отбора игрушек для детей с нарушенным зрением. Рассказывается о том, какие игрушки считаются "умными" для ребёнка со зрительной депривацией, начиная с младенческого возраста и заканчивая старшим дошкольным возрастом. Одновременно прослеживается психо-моторное развитие маленького человека. В пособие обращается внимание на важность первых игрушек, которые стимулируют,активизируют и развивают систему сохранных анализаторов. Пишется о важности развития познавательной активности у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Кратко рассказывается об основной игрушке в среднем дошкольном возрасте- кукле. Подчёркивается необходимость специального обучения детей сюжетно-ролевым играм. В пособие также описаны основные требования к различным игрушкам: их величине, окраске, удобству держать в руке. Соблюдение этих требований обязательно при игре детей с серьёзными зрительными проблемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы отбора игрушек для детей с нарушенным зрением

Каждый период жизни человека характеризуется определённой деятельностью. Ведущая деятельность ребёнка – игровая.

 В психологическом словаре, термин» игра» обозначает  форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта.

В структуру игры детей входит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми; реальные отношения между играющими.

Как мы видим, в словаре дано определение игры, которую мы называем сюжетно-ролевой.

Помимо сюжетно-ролевых игр на различные темы («семья», «магазин») дети играют в развивающие и дидактические (пирамидки, мозаики, лото), в игры на конструирование (конструкторы, кубики, модули), в подвижные игры, в игры-забавы, в игры, направленные на социально - эмоциональное развитие.

В играх происходит формирование и развитие психических процессов ребёнка. Детей с нарушенным зрением необходимо целенаправленно знакомить с игрушками

 и учить ими пользоваться. Ведь без наличия игрушек и без умения взаимодействовать с ними, никакой игры не состоится. Не состоится и развития: психического, физического, не будет развиваться личность маленького человека.

Какие же игрушки могут считаться «умными» для детей с глубокими нарушениями зрения?

Эти игрушки должны быть направлены на активизацию органов чувств и являться стимуляторами зрительного восприятия и сохранных анализаторов.

Проследим развитие детей со зрительной депривацией, начиная с младенчества, и вспомним, какие коррекционные игрушки необходимы уже с раннего возраста нашим воспитанникам. Не будем забывать о том, что дети дошкольного периода одинакового возраста по своему развитию могут сильно отличаться друг от друга по различным параметрам и иметь разные психический и физический уровни развития.

В первые полгода детям важно развивать зрительное, слуховое, тактильное сосредоточение и соответствующие ориентировочные реакции.

Без специального обучения ребёнок с нарушенным зрением это не разовьёт в полной мере, а в привычку могут войти стереотипные движения и действия.

  • Мы предлагаем следующие игрушки, развивающие чувственное восприятие: яркие музыкальные погремушки с различными поверхностями; пальчиковые бассейны с различными природными материалами, крупами и мелкими игрушками; массажные ёжики; звучащие браслетики, надеваемые на ноги и руки; различные бусы.

С помощью этих игрушек мы стимулируем и развиваем не только психическое, но и физическое развитие. Малыш, не имеющий возможности видеть и осознавать себя зрительно, шевелит ногами и руками, слыша одновременное звучание браслетов. Он начинает понимать, что совершает некоторые действия. Подключаются и мускульные ощущения.

По мере роста ребёнка развивается его общая моторика. Он уже умеет хорошо держать голову, поворачиваться со спины на живот и обратно, лежать на животе, брать, удерживать игрушки и совершать с ними манипулятивные действия. Ребёнок гулит, лепечет, повторяет звуки слоги.

В следующие полгода он учиться ползать, сидеть, вставать, ходить.

Вышеописанное развитие относится к возрастной норме, у детей с нарушенным зрением все этапы могут быть более замедленными. Родители и педагоги помогают ребёнку увереннее ориентироваться на себе, в малом и большом пространствах. Стимулируют интерес к исследованию окружающего и развивают познавательную активность на основе взаимодействия всех анализаторов.

  • В младшем дошкольном возрасте начинаем учить детей специфическим действиям с конкретными игрушками: пирамидки три, пять колец, составные стаканчики, бочонки, простой конструктор типа «лего» (однородный, однотонный, постепенно расширяем детали по форме, цвету и величине), машинки, юла.

Детям должно быть удобно держать игрушки, они должны помещаться в ладонь, должны мыться и иметь стойкую окраску. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных.

  • Далее знакомим со следующими игрушками: игрушечные автомобили-каталки; заводные игрушки, которые нужно предлагать осторожно, предварительно рассказав и показав её неподвижной, что бы не испугать. Заводные игрушки должны быть простыми по структуре. Заводные автомобили и вертолёты в младшем дошкольном возрасте не предлагаем, они будут актуальны для ребёнка позже. Для маленького ребёнка будут интересны различные «волчки», небольшие игрушки-забавы типа «клюющий цыплёнок». Так же для ребят будут интересны музыкальные игрушки: колокольчики, бубен, барабан, дудочки, мелодичные свистульки. В младшем дошкольном возрасте уже можно предлагать куклу 30-35 сантиметров. Она должна быть упругой на ощупь, с выразительным лицом яркой раскраски, удобным для осязания. Одежда – простая, легко снимающаяся. На ногах – тапочки, носки. Должны быть игрушечные посуда, мебель. Все действия – от пассивных до активно-самостоятельных, непременно оречевляемых взрослыми. Одновременно со знакомством с куклой предлагаем мягкие игрушки, изображающие знакомых животных из сказок. Животные должны быть в естественных стоящих позах. Окраска и форма должны быть реалистичными.

Дети среднего дошкольного возраста играют по сути в те же игрушки, но содержание игр становится более разнообразным.

  • Основная игрушка – кукла. Куклы могут представлять девочек и мальчиком, младенцев, старших детей. В одежде должны быть различия, она должна быть разнообразна по набору, по цвету и по осязательным качествам.

В одной игре – не более одной, двух кукол, при большом количестве ребёнку трудно будет построить игру.

При игре с куклой необходимо много вспомогательного игрового материала, который должен быть прочным, простым по конструкции, устойчивым. Пригодятся наборы типа: «маленький доктор», «маленький парикмахер».

Обучение сюжетно-ролевой игре и последующее сопровождение осуществляется взрослыми (родителями, педагогами), иначе самостоятельные незакреплённые действия у детей могут свестись к манипулированию предметами. Далее предлагаем детям:

  • транспортные игрушки – легковые, грузовые машины, специальные машины, железная дорога;
  • игрушки, изображающие бытовую технику – утюг, пылесос и т.п.
  • различные дидактические игры, направленные на совершенствование функциональных движений рук, мелкой моторики, более усложнённые по сравнению с играми, предназначенными для младшего возраста.
  • игры на конструирование, как на столе, так и на полу с деталями разнообразной формы, величины и цвета.

В старшем дошкольном возрасте основные требования к игрушкам остаются. К играм добавляется разнообразие, характер их усложняется. Для игры с куклой можно активно использовать картонную коробку в качестве макета комнаты или квартиры для неё. Из коробок можно сделать двух-трёх этажный дом и наполнить его разнообразными атрибутами. Это будет способствовать дополнительному обучению детей навыкам ориентировке в пространстве.

Следуя данным принципам отбора игрушек и игр для детей со зрительной депривацией, мы поможем им перенять опыт взаимодействия людей друг с другом наиболее точно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"

Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения  «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.Программное содержание. Образовательные задачи:1.Обобщить знания детей о р...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Загадки для детей дошкольного возраста. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особ...

Конспект НОД по сенсорному развитию в ДОУ компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения во 2-ой младшей группе Тема: «Путешествие в страну игрушек»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию во 2 младшей группеТема: «Путешествие в страну игрушек».Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины пр...