Работа с родителями. Авторская разработка "Клуб семейного чтения - Читаюшка или Детская вселенная на книжной полке"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Галушко Олеся Константиновна

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать).Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 Самарской области

структурное подразделение детский сад № 18 «Радуга»

Работа с родителями

«Клуб семейного чтения – Читаюшка или

Детская вселенная на книжной полке».

 

 Автор - Галушко Олеся Константиновна

воспитатель высшей категории

г.о.Жигулевск 2013г.


Теоретическое обоснование проблемы и актуальность.

Есть талант писателя, есть талант читателя.

Как любой талант (а он спрятан в каждом),

его надо открыть, вырастить и воспитать.

Истоки читательского таланта, как и многих

 других способностей, лежат в детстве.

С. Маршак.

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать).Чтение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызыватьт у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое.  Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как  семейное чтение. Совсем иные отклики вызовет книжка, если её преподносит ребенку родитель, увлеченный детской литературой, который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения.

Что же надо знать родителям о детской книге?

Прежде всего ему надо помнить об её огромном воспитательном значении. Художественная книга – мощное орудие формирования  личности ребенка, умения отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Родителям следует знать, что воздействие книги на ребенка не происходит молниеносно, что дело это медленное и кропотливое и ждать мгновенных результатов не приходится. Но если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги, это неминуемо даст свои результаты.

Изучив проблему и актуальность семейного чтения, родилась идея организации семейного читательского клуба «Читаюшка».  Целью нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания, а так же умению анализировать произведение.        

Задачи нашего клуба:

  1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение.
  2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний.
  3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе.
  4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ.
  5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника.

Организация встреч читательского семейного клуба сначала проходят в группе  как «Вечер семейного чтения», на которых родители и дети сначала слушают  выразительное чтение воспитатей. На следующем заседании клуба сами мамы и папы пробуют  читать используя различные средства выразительности. Потом встречи происходят  в виде круглого стола «Детская вселенная на книжной полке» (дети + родители + воспитатели), где происходит анализирование и обсуждение художественных произведений.  Анализ произведений по схемам, записывают родители (со слов детей и обязательно высказывают свое мнение) в читательском дневнике. Родители и дети обязательно рисуют иллюстрации к произведениям и в группе организуется выставка работ. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители.

План работы семейного читательского  клуба «Читаюшка»:

«Вечера семейного чтения»

  1.      Консультация «О традициях семейного чтения»(особая значимость семейного чтения). Буклеты  «Советы родителям как читать книги детям». Анкетирование родителей «Я и мой ребенок» (Приложение 1).
  2. Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей».
  3. Тема встречи: «Искусство художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, мимика, жест, дыхание, дикция».
  4. Тема встречи: «Обучение рассказыванию народной сказки и чтению рассказов».
  5. Тема встречи: «Обучение чтению поэзии и чтению стихотворений».

Произведения подбираются по возрасту детей и просьбам родителей: стихотворения детских и великих русских поэтов, сказки разных народов мира и маленькие рассказы.

Круглый стол «Детская вселенная на книжной полке»

  1. Консультация «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе» (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка). Анкетирование родителей «Ребенок и книга»

 (Приложение 2)

  1. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы».
  2. Работа с литературными произведениями: анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать. Ведение читательского дневника.
  3. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения.

Подбор произведений  имеет и психокоррекционное воздействие, что позволяет более глубоко анализировать его и нравственно воспитывать ребенка (Приложение 3).

Читательский дневник ведется ребенком совместно с родителями, где  записываются не только слова  ребенка о произведении, но и сами родители высказывают своё отношение к произведению. Задания даются воспитателем.

Ожидаемые результаты:

- работа в семейном читательском клубе поможет воспитать будущего читателя – школьника (результат можно проанализировать, через библиотеку микрорайона);

- поможет воспитать в ребёнке нравственные качества, коммуникатиную личность и даст возможность ребенку анализировать проблемные ситуации и находить выход из них;

- поможет укрепить родительско-детские взаимоотношения в семье;

- возрождение традиции семейного  чтения как особого вида духовного и интеллектуального общения членов семьи;

- подготовка к самостоятельному чтению в школе: переключение внимания с процесса восприятия содержания на процесс освоения навыков чтения.

Книги остаются с нами навсегда…

Мы любим книгу…

Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.

Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство, понимают свою ответственность посредников между писателем – творцом книги и ребенком, к которому она обращена. Любя книгу, веря в силу слова, мы стремимся к сотворчеству с автором – как чтецы, как исполнители.

Мы – это педагоги. Не упрощая глубины писательской мысли и авторского чувства, мы должны уметь говорить с детьми о книге, помогать малышу расти до ее понимания, взрослеть, обретать опыт. При этом мы опираемся на главное достоинство детства – способность остро и глубоко сопереживать.

Мы – дети и взрослые – любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым.

Мы любим книгу, это значит – мы стремимся создать культ Книги. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Анкета для родителей

«Я и мой ребенок»

  1. Часто ли  ребенок  рассматривает иллюстрации в детских  книгах?

А) Часто

Б) Иногда

В) Очень редко

2.  Как ведет себя ребенок, когда ему задан вопрос на сообразительность?

А) Предпочитает получить готовый ответ от других

Б) Когда как

В) Предпочитает помучиться, но сам находит ответ

3. Просит  ли Вас ваш ребенок ему почитать ?

А) Постоянно

Б) Иногда

В) Никогда

4. Насколько эмоционально Ваш ребенок относится к прочитанному произведению?

А) Очень эмоционально

Б) Иногда эмоционально

В) Эмоций нет

5. Часто ли Ваш ребенок задает Вам вопросы?

6. Много ли у Вас детской литературы дома?

Закончите предложение.

А) В свободное время я занимаюсь…….

Б) Мне доставляет радость…….

В) Для меня особенно важно…..

Г) Мой идеал – это……..

Д) Мои любимые книги……

Е) Люди читают чтобы…….

Ё) Моя любимая книга………

Ж) Каждый человек должен быть………

З) чтобы мой ребенок был успешным я ………….

Приложение 2

Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1.    Читаете ли вы ребёнку книги?  Если да, то как часто:

- ежедневно

- несколько раз в неделю

- редко, когда есть время

     2. Вы читаете детям книги:

          - по просьбе ребенка

          - по своей инициативе

     3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

     4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг  

        (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)

     5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

         - сказки

         - стихи

         - литературу о природе

         - энциклопедии, книги познавательного содержания

         - нет определённых предпочтений

      6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в

          детском саду?

      7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

      8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для  длительного чтения ? Если да, то какие последние произведения вы прочитали?

       9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:

      - периодическую литературу (журналы, газеты)

      - познавательную литературу

      - художественную литературу

Приложение 3

Рекомендуемый список литературы для  чтения

«Детская вселенная на книжной полке».

Темы для проведения круглого стола

Названия произведения для чтения и сравнительного анализа

1

«Как соотносится желаемое и достижимое»

А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Карло Коллоди "Приключения  Пиноккио или история деревянной куклы"

2

«Вечная борьба добра и зла»

В. Одоевский «Мороз Иваныч»

Братья Гримм

«Госпожа Метелица»

3

«Преодоление страха, сила духа. Трудолюбие и успех»

Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

Л.Пантелеев «Две лягушки»

4

«Общечеловеческие ценности. Доброта и дружба»

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

5

«Как справиться с проблемой»

А. Смирнова «Ежик»

Н. Уманская «Яблонька»

6

«Одиночество, обиды, страхи, отношения с семьей и внешним миром. Чудесное «превращение»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

И. Сигсгорд «Палле один на свете»

7

«Наши желания и потребности и способы их достижения»

В. Драгунский «Что я люблю…» «Заколдованная буква»

А. Смирнова

«Заяц с рюкзаком»

8

«Целительная сила молчания»

Г.Х. Андерсен

«Дикие лебеди»

9

«Не такой как все»

Г.Х. Андерсен

 «Гадкий утенок»

Г.Х. Андерсен

«Русалочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Организация работы педагогов ДОУ с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами

Организация работы педагогов ДОУ  с родителями по проблеме семейного чтения, у детей с речевыми дефектами....

Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения

консультация об организации работы с родителями по проблеме семейного чтения...

Консультация для родителей : «Рекомендации родителям по развитию семейного чтения»

Воспитание чтением«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». К.Д. УшинскийЧтение лежит в основе духовного воспитания личн...

Доклад на педсовет «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ».

laquo;Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг». А.П. Чехов....