Главные вкладки

    Консультации для родителей и педагогов
    консультация по теме

    Растворцева Елена Юрьевна

    И родители, и педагоги обращаются к логопеду с самыми разнообразными вопросами. Ответить на них профессионально и грамотно - это показатель опыта и мудрости педагога. А иногда хочется просто  поделиться чем-то интересным и полезным с родителями и коллегами. На этой страничке Вы можете понакомиться с рекомендациями по развитию речи, а так же интересной информацией, касающейся норм и правил русского языка. Давайте учиться вместе!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_8.docx76.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультации для родителей

    Дети шестого года жизни чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации малыш может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда — формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, он постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся. Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его — и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чём думает, почему он решил вам довериться.

    От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций. У детей с речевыми нарушениями имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Однако в этом возрасте дети могут запинаться, повторять слова, говорить очень быстро. Для того чтобы запинки не стали постоянными, быстрый темп речи не закрепился, взрослым не следует торопить малыша, ускорять его речь, нужно дать ему спокойно высказать свою мысль.

                                                              Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.

    Почему важно отвечать на вопросы ребенка

             Ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах и т. д. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего сделаны пирожные и пр.

             Отвечая на вопросы ребенка, взрослый обогащает представления ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить.

             Разговаривая с ребенком, взрослый не только отвечает на поставленные им вопросы, но и вызывает появление новых. Ведь вопросы возникают тогда, когда уже что-то известно. Поэтому речевое познавательное общение с ребенком не только дает ему новые знания, но и развивает любознательность ребенка, его стремление всё понять и объяснить все вокруг.

             В ходе такого взаимодействия со взрослыми не менее важным является удовлетворение потребности в уважении взрослых. Она проявляется в том, что дети сильно обижаются, если взрослый считает их размышления глупыми, если он ругает их за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на его бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка его действий или высказываний вызывает радость, уверенность в себе.

             Итак, отвечать на вопросы дошкольников важно, потому что

    • во-первых, ответы на вопросы ребенка обогащают его представления о мире, дают новые знания
    • во-вторых, ответы взрослого развивают ум и любознательность ребенка
    • в-третьих, отвечая на вопросы дошкольника, взрослый удовлетворяет его потребности в уважении.

                          Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.

    Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, а зачастую и активная поддержка, могут привести к устойчивости  неправильного навыка в произношении.

            Основные рекомендации по быстрому усвоению речи детьми связаны с постоянным  комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения речи за счет набора словарного запаса.

             Большое количество времени, проводимое возле   экрана телевизора, оказывает пагубное влияние не только на здоровье ребенка. Отсутствие правильной речи у героев многочисленных мультфильмов, а так же в рекламных роликах неизбежно приводит к невнятной, нечеткой, невыразительной речи ребенка, искаженной многочисленными, часто нелепыми восклицаниями и чужеродными заимствованиями.

                                                      Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.

    Основные причины

    недоразвития детской речи следующие:

    1.    Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка и др.), приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода.

    2.    Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его “пошлепали”, то есть оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.

    3.    Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менингоэнцефалиты и др.).

    4.    Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясений или контузии мозга.

    5.    Неблагоприятная наследственность, отягощенная речевой патологией.

    6.    Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.).

    Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.

                                                      Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.

    Тревожат ли вас речевые     проблемы       ребенка?

         Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребёнка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребёнка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребёнка к своему речевому дефекту.

    Не обращай внимания, твой папа всю жизнь так говорит, и ничего страшного. Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четвёрки и пятёрки. Посмотри, сколько знаменитых людей не выговаривают какие-то звуки: певцы, писатели, телеведущие, и их дефект им не мешает.

         Установка может быть попустительской

    Ребёнок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придёт к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект — это проявление индивидуальности.

    Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!

         Возможна другая установка

     Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится ещё больше, если ребёнок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребёнок может замкнуться или приобрести ещё один речевой дефект (например, заикание).

    В начале обучения ребёнок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых лёгких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребёнка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.

    При правильном подходе семьи к воспитанию ребёнка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребёнка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и педагогов на тему: "Валеология и здоровье"

    Предлагаю консультацию для родителей и педагогов по валеологии, оздоравливании малышей....

    Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"

    Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....

    Консультация для родителей и педагогов д/с. Формирование гигиенических навыков и привычек

    Консультация для родителей и педагогов д/с.Формирование гигиенических навыков и привычек...

    Консультация для родителей и педагогов "Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа".

    Простудные заболевания (ОРВИ, ОРЗ) и грипп – это инфекционные заболевания, которые вызываются вирусами. Они отличаются друг от друга симптомами, а также нарушением функций тех или иных органов....

    Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.

    Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...

    Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

    Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....