Значение игр-занятий в интеллектуальном развитии
консультация (младшая группа) по теме

Консультация для родителей  о действиях с предметами которые оказывают существенное влияние на интеллектуально развитие ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igr_zanyatiy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Постигая мир вещей. Психологи  выделяют  возраст от 1 года до 3 лет как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет предметная деятельность. «Позвольте, - можно выразить, - ведь ребенок начинает действовать предметом с той самой минуты, как только оказывается способен схватить его. На первом году жизни действия с предметами могут быть довольно сложными. Почему же отчет новой эпохи детства отодвинут к году?». Действительно, манипуляции, которые малыш проделывает с предметами на первом году жизни, порой весьма сложны, разнообразны: он может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может даже переносить действие с одного предмета на другой (научился катать мячик - начинает катать все круглое). Но приглядитесь: во всех манипуляциях у младенца есть одна общая черта – он использует лишь внешние свойства предмета. Ложкой действует так же, как палочкой, карандашом или совочком. А ведь во всяком предмете главное то, как данный предмет используют люди. Свойство это не внешнее, оно скрыть; сам ребенок до него «добраться» не в состоянии. Он бесконечное число раз может открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но от этого он ни на шаг не продвинется в понимании того, зачем нужны эти предметы, в чем их назначение. Именно открытие назначения предметов с помощью взрослого как раз и превращает простое манипулирование в предметную деятельность.

        В возрасте от года до трех лет ребенок, когда он встречается с новым для него предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно употребить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково значимы для его психического развития. Психологи считают особо значимыми для развития ребенка, в раннем возрасте так называемые соотносящие и орудийные  действия – с пирамидками, матрешками и другими сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее, если пирамидку он будет разбирать сам. тогда и запомнит, куда следует класть кольца, и постарается нанизать их снова точно так же. Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание на ошибки и на их исправление. В этом случае он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их. Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научиться подбирать нужные кольца и надевать их не стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволяет выполнять действие в самых разнообразных ситуациях. Ложка, чашка, совочек, лопатка, карандаш – самые простые орудия, с которыми знакомится ребенок. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей руки в зависимости от их устройства. Вглядитесь, как ребенок постигает умение пользоваться ложкой. Она «устроена» так, что зачерпнув ею пищу, мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, а уж потом отправить в рот. Но ведь «невооруженная» рука, несущая пищу , действует совсем иначе – по прямой линии сразу ко рту. Значит, движение руки, в которую попадает ложка, нужно перестраивать.

        Это орудийное действие ребенок сразу усвоить не может. Сначала ложка служит ему просто продолжение руки. Ребенок захватывает ее  в кулачок как можно ближе к углублению и, зачерпнув при помощи взрослого пищу, несет ее ко рту, как он нес бы пищу, если бы у него в руке не было ложки. Все внимание его устремлено не на ложку, а на пищу. Естественно, значительная часть попадает  или разливается. Связь между тем, чем он, ребенок, действует (ложкой), и тем, на что действие направлено (пища), он улавливает постепенно. Успеха добивается сначала от случая к случаю. Пройдет не так уж много времени, пока рука приспособится в достаточной степени к свойствам  ложки, - возникает орудийное действие.

        Такие действия в раннем возрасте остаются во многом несовершенными, в дальнейшем они еще должны отрабатываться. Но важнее другое -  ребенок усваивает сам принцип употребления орудий. Это происходит и тогда, когда он учиться копать совочком или ложкой песок, черкать карандашом по бумаге. Вот почему так полезны игрушки-орудия, которые воспитатель дает малышам, например деревянные молоточки, с помощью которых в сырой песок можно забивать колышки, деревянные винты. Взрослый поощряет такие игры-занятия, когда ребенка ставят перед задачей использовать подходящие предметы в качества простейших орудий для того, чтобы добиться желаемого: достать далекий предмет палкой, выловить черпачком шарик из банки с водой, пододвинуть палочкой колечки, которые лежат на середине стола.

        Действия с предметами-орудиями оказывают наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

        От внешней пробы к образу. Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он волей-неволей обращает внимание на то, что между предметами, с которыми он действует, между предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в развитии мышления ребенка.

        В раннем детстве образное мышление еще весьма ограниченно в своих возможностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия – приходиться прибегать в помощи внешнего действия, внешних проб.

Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры с колокольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие использования наглядно-действенного мышления. Например, можно игрушку машинку поставить на стол так, чтобы ребенку трудно было дотянуться до нее рукой; через колечко на машине продернуть веревку так, чтобы ода ее конца свисали со стола. Ребенок должен догадаться, что тянуть надо не за один конец, а за два сразу. Можно предложить для решения и простые задачи с рычагом. Его изготовить не сложно. Необходимо взять палку и прикрепить ее в центре к подставке так, чтобы она свободно двигалась по всем направлениям. К одному концу рычага привязать игрушку и отодвинуть этот конец так, чтобы нельзя было достать. Игрушку ребенок получит в том случае, если догадается оттолкнуть от себя пустой конец рычага, приблизив тем самым конец с игрушкой. Задачи с рычагом можно разнообразить, меняя его движение – от «вверх-вниз» к «вперед-вниз» и под разными углами к плоскости столика. Очень полезны для развития наглядно-действенного мышления задания с конструкторами или мозаикой. Сначала ребенок может строить что-то с помощью взрослого по задуманному образу, затем переходит к самостоятельным постройкам, что требует от него умения анализировать свойства разных строительных деталей, опробовать их  и решать конструктивную задачу.

        На протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по «рисунку» и содержанию. Вначале ребенок выявляет физические и динамические свойства объекта, подвергая их механическим воздействиям в процессе манипулирования, затем выполняет действие, подражая взрослому. Так возникают отобразительные и сюжетно-отобразительные игры. Наконец, ребенок начинает употреблять предметы по их функциональному назначению, т.е. присваивает социальный опыт их употребления. Ознакомительные игры, в основе которых лежит познание свойств предметов, характерны именно для раннего периода детства. В качестве примера опишем несколько игр-занятий с элементами экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников старшего возраста с использованием современных игровых технологий

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство    всестороннего развития ребёнка    «В мире удивительных островов»     Занятия с детьми ст...

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

В материале дан план индивидуальных занятий по развитию психических процессов....

Значение словесных игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.

Одной из главных задач интеллектуального развития детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два, неразрывно связанных между собой, психических процесса формируются и развиваютс...

Значение творческой деятельности для интеллектуального развития ребенка

тест для выявления уровня развития ребенка 4 -5 лет через его рисунок...

Презентация доклада на педсовете "Значение лепки, творчества в интеллектуальном развитии ребенка дошкольника"

Положительное влияние лепки на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольников и их успешное обучение в школе....

Значение математических игр в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элемен...

Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника

Содоклад из опыта работы: «Значение игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольника». Педагогический совет....