Речевое музицирование
консультация (старшая группа) на тему

Альшанская Татьяна Александровна

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_muzitsirovanie.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ       МУЗИЦИРОВАНИЕ

        Речевые  упражнения  представляют  собой  эффективную  форму  творческой  работы  с  детьми.  Идея  широко  использовать  речь  в  обучении  музыке  принадлежит  Карлу  Орфу.  В  её  основе  лежит  общность  выразительных  средств  речи  и  музыки,  прежде  всего  ритма.  

        Речевое  музицирование  открывает  большие  возможности  для  овладения  детьми  на  самом  раннем  этапе  почти  всем  комплексом  выразительных  средств  музыки.  Для  музыкального  воспитания  речевые  упражнения  важны  прежде  всего  потому,  что  музыкальный  слух  ребёнка  развивается  в  тесной  связи  со  слухом  речевым.  Из  своего  самого первого  опыта  дети  черпают  и  учатся  пользоваться  выразительными  средствами,  общими  для  речи  и  музыки.  К  ним  относятся:  темп,  ритм,  регистр,  тембр,  звуковысотный  рисунок,  артикуляция,  штрихи,  динамика,  тесситура,  фактура,  фразировка,  акцентуация,  форма.

        Основным  жанром  речевого  музицирования  является  речевая  пьеса. Её  можно определить  как  музыкально – педагогическая  модель,  в  которой  текст  не  поётся,  а  ритмично  декламируется.  В  ней  удачно  сочетаются  речь,  музыка,  «звучащие»  жесты,  движение,  звукоподражания.  

        Основой  для  речевых  упражнений  служит  детский  фольклор:  считалки,  дразнилки,  потешки,  прибаутки,  заклички,  присказки.  

        Речевые  упражнения  очень  важны  для  развития  у  детей  чувства  ритма  и  слуха.  Ритм  заключённый  в  словах  ощущается  детьми  естественно    «извлекается»  без  всякого  труда:  прохлопывается,  переносится  на  шумовые  инструменты.  Хороший,  сразу  заинтересовывающий  детей  текст  является  лучшей  предпосылкой  для  плодотворного  музицирования.  С  большим  воодушевлением  дети  воспринимают  звуковую  бессмыслицу.  Тарабарские,  «чепуховые»  рифмы  (эне – бене – раба,  хокери – доккери…)  с  удовольствием  ими  принимаются  и  музыкально  обрабатываются.  Об  этом  очень  подробно  писал  К.  Чуковский  в  книге  «От   двух  до  пяти»,  посвящённой  формированию  и  развитию  детской  речи.  Интересную  мысль  о  естественной  природе  такой  игры  высказал  музыковед  М.  Харлов:  «Между  речью  и  музыкой  есть  стадия  лепета --- ритмической  игры  со  звуком.  Это  ритмическая  структура  является  предпосылкой  образования  музыки».  В  орфовской  педагогике  идею  артикуляционно – фонематических  игр  предложил  более  40  лет  назад  В.  Келлер,  написавший  на  эту  тему  замечательную  книгу  «Люди  музыки».  

        Речевые  игры  основаны  на  взаимодействии  речи  и  движения,  и  в  этом  их  особая  польза  для  развития  ребёнка,  поскольку  формирование  движения  у  ребёнка  происходит  при  участии  речи,  а  речь – при  участии  движения.  Жест  как  особая  форма  движения  может  сопровождать,  украшать  или  заменять  речь,  способствуя  установлению  координации  между  вербальным  невербальным  общением.

        Ритмизованная  речь  как  педагогическое  средство  называется  логоритмикой,  жест,  сопровождающий  или  заменяющий  слово --- логопластикой.

        Пластика  вносит  в  речевое  музицирование  пантомимические  и  театральные  возможности,  способствуя  индивидуальной  интерпретации  образа,  эмоциональному  самовыражению.

        Одной  из  художественных  форм  речевого  музицирования  является  ритмодекломация --- ритмичное  произношение  текста  на  фоне  звучащей  музыки.

        Обучение  следует  связывать  с  реальным  жизненным  опытом  детей,  опереться  на  их  эмоции,  желания,  актуальный  интерес  к  теме.  Использование  речевого  канона  способствует  формированию  распределённого  дифференцированного  внимания  как  необходимого    условия  коллективного  музицирования.  Предлагать  детям  сначала  копировать  вашу  речь  как  эхо,  затем  самостоятельное  исполнение.  Речевые  упражнения  наиболее  доступное  и  первейшее  средство  для  развития  предпосылок  к  умению  импровизировать.

        Главный  смысл  творческого  поиска  в  речевом  музицировании  заключается  в  ритмичном  варьировании  текста,  его  тембровом  и  фактурном  оформлении.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"

Речевое музицирование -это ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями, т.е речь-музыка-движение....

"Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"

Описание презентации по теме "Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"...

мастер класс по теме "Речевое музицирование по методике карла Орфа"

Мастер класс для педагогов "Речевое музицирование"...

Речевое музицирование

Технологическая карта занятия учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста: «Звуковой оркестр» (форма проведения: образовательный квест)...

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"...

Мастер класс по теме «Речевое музицирование»

Мастер класс по теме "Речевое музицирование"...

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

методическая разработка по применению приема речевого музицирования на примере работы с пьесой Д. Шостаковича "Вальс-шутка"...