Речевое музицирование
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Технологическая карта занятия учителя – логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста:

 

«Звуковой оркестр»

(форма проведения: образовательный квест)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx783.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 44 «Белоснежка»

Технологическая карта занятия учителя – логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста:

«Звуковой оркестр»

(форма проведения: образовательный квест)

Подготовила:

Шишкина А.В. учитель-логопед,

первая квалификационная категория

Тамбов, 2019 г.


Актуальность: согласно требованиям ФГОС дошкольного образования педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребенок может раскрыть и совершенствовать свои способности в изучении особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, емкости с крупами, сундучок, набор предметов, которые можно использовать в качестве музыкальных инструментов, набор музыкальных инструментов.

Педагогическая находка: использование речевого музицирования в процессе проведения квест – игры как средства коррекционного воздействия на детей, имеющих речевые нарушения.

Цель: создание условий для коррекции речи и профилактики речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- способствовать развитию фонематического анализа и синтеза;

- совершенствовать умения контролировать поставленные звуки в свободной речи;

коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь;

- способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, мелкой и общей моторики, тактильных ощущений;

- развивать воображения, творческие способности;

- формировать речевую  дикцию;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать в команде;

- развивать эмоциональную  выразительность.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Целевая установка.

Что бы вежливыми быть

Нужно здравствуй говорить

Всем, кого б не встретил – это знают дети.

Сегодня мы проведем с вами увлекательную игру, но сначала я предлагаю вам познакомиться и  сделать это необычным способом: свое имя нужно сопроводить звучащими жестами: щелчками, хлопками, или топотом.

Например: «Меня зовут Анна Владимировна» (речь с движением).

А как зовут тебя?

Называют

свои имена, сопровождая речь движениями.

Задание 1.

задача:

ввести в воображаемую ситуацию путем использования слайдовой презентации (Приложение 1)

Посмотрите на экран. Сейчас я расскажу сказку, а вы мне в этом поможете.

Целевая установка:

Слушаем внимательно, выполняем задания старательно.

Ответить хочешь – не кричи, а только руку подними.

В одном необычном лесу жили- были звуки и движения.

1.Что такое звуки?

2. Как называются звуки, которые мы произносим?

3. А все остальные звуки неречевые. Какие вы знаете неречевые звуки?

4. Как называются звуки, из которых состоит музыкальная мелодия?

5. На чем нужно играть, чтобы получилась музыка?

7.Как называется группа музыкантов, исполняющая одно музыкальное произведение?

Послушайте, как звучит оркестр.

А так звучал волшебный лес.

Звуки  и движения волшебного леса не дружили, и все время спорили, какие из них громче и лучше. А все потому, что никто ими не руководил как в оркестре, не подсказывал когда и какой звук должен звучать.

8.Как называется такой человек в оркестре?

Дети отвечаю на вопросы, рассматривая изображения на слайдах.

(Примерные ответы-

1.Звуки - это все что мы слышим вокруг себя

2.Речевые звуки.

Речевые звуки - это звуки человеческой речи то, что мы с вами говорим.

Неречевые звуки или шумовые - это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы.

4.Музыкальные звуки.

5.На музыкальных инструментах.  6.Оркестр.

7. Дирижер)

Основная часть

задача:

раскрыть тему

И вот однажды попал в этот лес дирижер и захотел подружить звуки и движения жителей леса. Для этого он попросил помощи у мудрого композитора.

Чтобы спасти жителей леса от споров композитор придумал интересную  речевую пьесу. Те, кто ее произносят должны обязательно сопровождать свои слова движениями. Пробуем. Вот так и подружились звуки речи с движениями. А чтобы подружить неречевые звуки с движениями, композитор принес  музыкальный сундучок. Вот он перед вами. Присаживаемся и посмотрим что в нем.

Дети выполняют движения, сопровождая их речью

Задание 2

задача: создать проблемную ситуацию

Открываем волшебный сундучок. Как же можно данные предметы превратить в необычные музыкальные инструменты?

Дети предлагают решение проблемной ситуации

Задание 3

задача:

формировать  умение согласовывать речь с движением.

Игра

«Берем-отдаем».

Сейчас мы это проверим. Поднимите левую руку и уберите ее за спину. Берем предмет (стакан) правой рукой у соседа слева и ставим его перед соседом справа, сопровождаем действие словами: «Берем-отдаем».

Дети по кругу передают предмет, сопровождая движение речью.

Задание 4

задача: работать над слоговой структурой слов

Игра

«Назови свой любимый музыкальный инструмент и определи количество слогов в слове»

Теперь поставим стаканы вверх дном. Назови любой музыкальный инструмент, простучи сколько в нем слогов. Ребята, а вы заметили, каким музыкальным инструментом стал стакан, когда мы играли в эту игру? Барабаном.

А если поставить стаканы на палочки и покрутить то, что получится? Трещотка.

Дети отстукивают слоги в словах  палочками.

Отвечают на вопросы.

Задание 5

задача: закреплять умение делить слова на слоги

Игра «Скажи сколько слогов» с использованием ИКТ

Скажи: сколько слогов в слове:

-трещетка

-скрипка

- маракасы и т.д

Дети дают ответы, правильный ответ открывает файл с изображением инструмента

Задание 6

задача: работать над словообразованием Игра

«Как называется музыкант, который играет на этом инструменте?»

Скажи, как называют музыканта, который играет:

на скрипке,

на пианино,

на гитаре,

на трубе,

на барабане и т.д.

Дети дают ответы

Задание 7

 задача: развивать умение правильно согласовывать числительные с существительными

Игра:

 «Один - много».

Скажи:

 одно пианино, а много….

фортепиано одно, а много …и т.д.

Дети дают ответы

Задание 8 

задача: развивать умение образовывать новые слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса

Игра:

 «Назови ласково».

Скажи ласково:

скрипка – скрипочка

гармонь – гармошечка и т.д.

Дети дают ответы

Задание 9

задача: развивать фонематический слух, умение определять первый и последний звук в словах.

Игра

 «Назови первый и последний звук»

Назови первый звук в слове «Скрипка», «Гитара» и т.д.

Дети дают ответы, используя цветовые сигнальные карточки.

Задание 10 

задача: развивать

умение составлять предложения с заданным словом с опорой на картинки.

Игра:

«Составь предложение со словом».

 

Выберите картинку с изображением музыкальных инструментов и составьте предложение.

Дети выкладывают последовательно картинки и составляют предложения.

Задание 11.

задача: развивать речевое дыхание, имитационные движения.

Игра «Трубачи»

А сейчас поиграем со словом труба и изобразим трубачей. Сделайте глубокий вдох, подуйте в стаканы «ууууу». На какой музыкальный инструмент стали похожи наши предметы? Труба.

Дети тренируют  речевое дыхание, имитируют игру на трубе.

Задание 12

задача: работать над дифференциацией звуков С/Ш 

Игра:

 «Поймай звук»

На этом приключения не заканчиваются. Скажите, для чего обычно используют стаканы? А что будет, если вместо воды насыпать в них крупу? Попробуем.  Подойдите к тазу и зачерпните  стаканом крупу, потом закройте стакан крышкой. Над тазом проверьте, крепко ли держится крышка. Те, у кого нет стаканов, возьмите листы. Держим листы левой рукой, а правой делаем движения рукой,  будто стряхиваем с них росу, когда услышите слова со звуком «С». Когда я буду произносить слова со звуком «Ш» потрясите свои стаканы. На какой инструмент похожи ваши предметы?

(Маракасы)

Молодцы, ребята! Вы стали настоящими музыкантами. Как называется группа музыкантов, которые вместе исполняют музыкальное произведение?  Сегодня вы станете участниками такого необычного оркестра.

Дети слушают слова и выполняют движения по заданию.

Игровая  ситуация 

«Речевой оркестр»

задача: выполнять движения и проговаривать текст  речевой пьесы.

В оркестре есть человек, который управляет каждым музыкантом. По движению его палочки начинает звучать или перестает звучать тот или иной музыкальный инструмент. Кто этот человек? Разрешите, я буду вашим дирижером. В оркестре все инструменты делятся на группы, и мы с вами сейчас тоже создадим оркестровые группы. Строимся. Уважаемые зрители вы тоже становитесь участниками нашего оркестра, вот ваши музыкальные инструменты.   Когда я буду показывать на вашу группу  маракасами, вы будете говорить шух-шух и играть на маракасах. Трубач твоя задача  произносить звук «ууууу» и играть на трубе. Группа с листами будет произносить звук «с» и играть на листах. Музыкант с трещоткой произносит звук «з» и играет на трещотке. Барабанщик барабанит в барабан и говорит «гууу», музыкант с треугольником говорит кап-кап-кап-кап. Когда я показываю дирижерской палочкой круговые движения, то мы все вместе произносим звук  «ааааа». Настало время вспомнить нашу волшебную речевую пьесу и объединить речевые и неречевые звуки с движением.

Дети учатся  одновременно произносить слова пьесы, шагать, играть на музыкальных инструментах.

Итог занятия.

«Речевой оркестр»

Словесная инструкция:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!

Ранним утром на рассвете – Шух, шух, шух! – маракас

То ли аист, то ли ветер – Шух, шух, шух! – маракас

Пролетел среди берез, – Ууууууу! – труба

Новость новую принес. – Ууууууу! – труба

И по лесу тут же слухи – Сссс! – листы

Полетели точно мухи. – Ззззззз! – Трещетка

Покатился лесом гул, – Гуууу! – барабан

То спросонок лес вздохнул. – Гуууу! – барабан

И посыпалась роса, – Кап-кап-кап-кап! – треугольник

Зазвучали голоса – Аааааа!

Дети  произносят слова пьесы, шагают, играют на музыкальных инструментах под музыкальное сопровождение

Рефлексия

Создание речевого оркестра, дома вместе с родителями, используя различные предметы.

Приложение 1

Слайд № 1

Слайд № 4

Слайд № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое музицирование

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию...

Презентация " Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"

Речевое музицирование -это ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями, т.е речь-музыка-движение....

"Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"

Описание презентации по теме "Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"...

мастер класс по теме "Речевое музицирование по методике карла Орфа"

Мастер класс для педагогов "Речевое музицирование"...

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"

Мастер-класс "Речевое музицирование, как средство развития музыкально-слуховых представлений детей"...

Мастер класс по теме «Речевое музицирование»

Мастер класс по теме "Речевое музицирование"...

методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

методическая разработка по применению приема речевого музицирования на примере работы с пьесой Д. Шостаковича "Вальс-шутка"...