"Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Описание презентации по теме "Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Речь и речевое музицирование с детьми дошкольного возраста»

(выступление на семинаре -практикуме воспитателей)

МБДОУ д/с № 4 «Колосок» музыкальный руководитель: Степанова С.В.

Слайд 1.  Тема «Речь и речевое музицирование с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2.  Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку, полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. К сожалению, в нашем детском саду нет логопеда, и занимаются  правильным произношением  музыкальный руководитель и воспитатели.

Слайд 3.Со своей стороны, обратив внимание на тенденцию увеличения количества плохо говорящих детей, я пришла к выводу, что необходимо включать в свою работу речевое музицирование.

Слайд 4.  Цель – развитие речевого аппарата ребенка.

Слайд 5. Что собой представляет речевое музицирование в музыкальной деятельности дошкольника в нашем детском саду?  

Это ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями, т.е речь-музыка-движение, а также игры, звучащие жесты, театр, музицирование на муз. инструментах и т.д.

Слайд 6. Если учесть общеизвестное утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры.  

Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.  

 

Слайд 7.Каждое занятие я начинаю с игровых упражнений на основе речевого музицирования.

Слайд 8. «Обучение в действии» -т необходимый принцип речевого музицирования. Так, например, в младшей группе при использовании стихов из цикла «Игрушки» Агнии Барто дети с удовольствием участвуют в передаче образов медведя, бычка, зайки, козлёнка… Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.

Слайд 9. Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру. Наши дети очень любят новогоднюю музыкальную игру « Мы повесим шарики».

Слайд 10. Пальчиковые игры – один из наилучших способов провести время с  детьми с максимальной пользой. Эти игры хорошо развлекают детей, а заодно развивают мелкую моторику и речь. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Слайд 11. В своей работе использую художественное слово, это стихи, народные пословицы и поговорки, которые потом   включаем в праздники и развлечения. На данном слайде музыкальная миниатюра, где мальчик Рома исполняет роль Букваря и декламирует стихи под музыку.

Слайд 12. Речевое музицирование применяю в театре, включая в театральную постановку речь, танец и художественный образ. В данном случае это танцевальная импровизация «Гномы».

Слайд 13. Комплексное использование речи, движения и музыки в игре  воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.

Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы с детьми, Объяснение такой эффективности простое : ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются им навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительную эмоционально – двигательную разрядку. Поэтому и существует у всех народов мира.

Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение – одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки.

Слайды 14-19. Включают в себя используемые в работе игры из опыта работы.

Слайд 20. Литература

Слайд 21. Вывод: Таким образом, мы видим, что речевое музицирование открывает большие возможности для овладения детьми на самом раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки и способствует развитию  речи.

Слайд 22. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».

Модели многофункциональны. На  основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Творческая мастерская как инновационная форма организации речевой работы с детьми дошкольного возраста.

Творческая мастерская -инновационная форма  работы по развитию речи детей дошкольного возраста, синтезирующая в себе элементы игровой, коммуникативной, продуктивной, а главное творческой деятельн...

Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Для педагогов дошкольного образования. Материал основан на занятии в подготовительной группе по развитию речи....

Презентация " Речевое музицирование с детьми дошкольного возраста"

Речевое музицирование -это ритмичное декламирование текста под музыку, сопровождаемое движениями, т.е речь-музыка-движение....

Логопедическая работа по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Процесс развития связной речи представляет собой сложную деятельность, особенно для детей с общим недоразвитием речи. В этой статье раскрываются условия, эффективные формы и методы работы по развитию ...