Сказка - мудрый воспитатель
консультация (младшая группа) по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_dlya_rod_skazka_mudryy_vospitatel.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Трудно представить мир ребенка без сказки. Детство и сказка - понятия
    неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка останется с ним навсегда
    как чудо, как радость, как память.
  2. Первые сказки для самых маленьких близки к реальности. Например, в
    сказках «Курочка Ряба» и «Репка» описываемые ситуации реалистичны -
    курочка снесла яичко, дед посадил репу. Нереально то, что животные
    говорят человеческим голосом, поступают как люди.   Сказка открывается
    малышу через познание человека. Этим и замечательны первые сказки для
    маленьких, что в основе их лежат бытовые сюжеты.
  3. По   сравнению   с   потешками,   песенками,   прибаутками   сказки   более
    объемные произведения. Для восприятия и понимания их требуется   более
    широкая ориентировка в    окружающем, так как    в них действуют 3-5
    персонажей, происходит смена их действий и т.п. Ребенок должен быть
    подготовлен к восприятию сюжета даже самой простой сказки, т.е. что-то
    ему   должно быть   уже частично   знакомо. Начальное, предварительное
    звено при ознакомлении с первыми сказками - потешки.
  4. Знакомя ребенка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в
    основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором ( чему-то
    научить,   удивить   или   позабавить).   Должен   понять,   благодаря   каким
    ценностным   ориентациям   эта   сказка   представляет   интерес       и   для
    современного ребенка.
  5. Фольклористы выделяют три разновидности сказок: бытовые, волшебные и
    сказки о животных.

Бытовые - уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике, что в основе их содержания - семейные или социально-бытовые отношения людей, животных. Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Именно в бытовой сказке и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром. «Репка», «Курочка Ряба» и др.

Волшебные (чудесные) сказки. Изобилуют чудесами, различными превращениями и носят волшебно - приключенческий характер. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Как правило, волшебные сказки еще недоступны для восприятия детей раннего возраста.

  1. Сказки о животных существенно отличаются  от других видов сказочного
    жанра, потому что главные герои - звери и птицы — наделены человеческими
    чертами       и действуют как люди. Произведения для самых маленьких и
    составляют  в основном  именно  эту разновидность     сказки ( «Колобок»,
    «Теремок», «Маша и медведь» и др).
  2. Знакомя детей с первыми сказками, воспитатель акцентирует внимание на
    добрых   чувствах,   на   воспитании   гуманного   отношения   к   окружающей
    действительности.
  3. Сказка должна преподносится в светлых гонах. Ребенка нельзя сталкивать
    с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно
    возникать чувство страха и подавленности. Можно ли радоваться, что мышка
    разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок?

Но педагог может выйти из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка, принес деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше и т.д.

  1. Сказка должна нести ребенку радостное, оптимистическое восприятие
    мира. А мастерство педагога- это умение раскрывать произведение так, чтобы
    свет и тепло его озарили сердце ребенка. Чтобы сказка готовила ребенка к
    жизни, воспитывала добрые чувства, побеждала к положительным поступкам,
    действиям.
  2. Содержание первых    сказок направлено именно на пробуждение первых
    проявлений    сочувствия,    сопереживания    душевному        и    физическому
    состоянию  героя  или  др.   персонажам.   Это  обнаруживается     в  строчках,
    подчеркивающих,    например    физическое        напряжение    «тянут-потянут,
    вытянуть   не   могут»   («Репка»),   или   просьбу   -   «пустите   меня   к   себе»
    («Теремок»), или печаль и слезы - «дед плачет, бабка плачет», или прямую

угрозу - «Я тебя съем» («Колобок») или нежность и заботливость -«козлятушки - ребятушки, отопритеся    отворитеся».

Вся   палитра   человеческих   отношений  раскрывается   перед  ребенком   в доступном содержании первых народных сказок.

Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Постепенно, по законам красоты откроется перед ними притягательная сила народного слова, элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному искусству, а вместе с тем привязанности к родному дому. Эти цели будут достижимы, если мы будем выбирать приемы адекватные возрастным возможностям малышей. Мы должны чувствовать каждого ребенка и вести занятие так, как будто обращаемся именно к нему, взаимодействуем именно с ним, потому что только так воспринимает ребенок взрослого. Работая с детьми по фольклорной тематике не надо забывать об общих дидактических принципах - активности, посильной самостоятельности, наглядности. Яркость, красочность, театрализованность, ширмы, сюрпризы, секреты - все это необходимо, так как эмоционально и художественно обогащают детей. Наглядность помогает войти в игровое взаимодействие со взрослым, взять какую-либо роль -козленка, котенка или мышонка.

Но и нельзя чрезмерно увлекаться яркостью наглядных средств, т.к. дети наблюдая за лицедействующим воспитателем исполняют роль зрителя. Зрелищность может подавить речь. А ребенок должен пережить ситуацию, вжиться в нее, понять. Вот тогда и пойдет речь, т.к. есть что сказать, появляется потребность выразить себя в слове.

И так народная сказка оказывает не только воспитательное влияние, но и способствует развитию разговорной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Сказка мудрого кота «Приключенье Колобка»

Цель: стимулировать речевую активность. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную, общую и мелкую моторику. Вызывать положительные эмоции от общения со сказочным...

Выпускной в детском саду, Сказка "Мудрый портфель".

Сценка для выпускного по мотивам сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке". Петя Леньтяйкин не желал учиться. Однажды он поймал Золотую рыбку, которую попросил о том, чтобы не учиться в школе, но у...

Четыре заповеди мудрого воспитателя

Ребенка нужно не просто любить (этого мало!). Его нужно уважать и видеть в нем личность! Не забывайте также о том, что воспитание - процесс «долгоиграющий», а значит, и мгновенных результатов жд...

консультация для родителей "Сказка - верный друг и мудрый воспитатель"

В консультации раскрывается значение сказки для воспитания ребенка....

Сказки мудрого кота. Приключения колобка.

Театрализованное развлечение...

Театрализованное представление для дошкольников : Сказка мудрого кота "Приключение Колобка"

Театрализованное представление для детей среднего дошкольного возраста.Дети являются активными участниками действия на сцене.Сказка учит детей сочувствовать и сопереживать персонажам, приходить к ним ...

Эвенкийская сказка. «Сказки Мудрого дуба - сказочника».

Театрализация эвенкийской сказки в подготовительной группе "Сказки Мудрого дуба - сказочника"....


 

Комментарии

Сазонова Наталья Игоревна

Очень интересная информация, возьму себе на заметку.

Талышская Ольга Александровна

Спасибо было интересно прочитать!