Работа с родителями
консультация (подготовительная группа)

В данном разделе Вы имеете возможность познакомиться с консультациями по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с народным творчеством. играми. песнями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Не забывайте народные игры".

Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Испорченный телефон», «Бояре», «Колечко-малечко», - эти и многие другие народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора.

         Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству. Среди них много игр, цель которых – развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем замечания, наказания. Во время прогулок, семейных праздников эти игры не заменимы.

         Необходимость соблюдения правил игры требует от её участников (взрослых и детей) равноправных отношений. Если родители играют с ребёнком на равных. Игра способствует укреплению эмоциональных контактов между ними.

         Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребёнком. На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей можно поиграть в прятки, салочки, «колдунчики», различные игры с мячом летом и в снежки, «снежную бабу» зимой.

         Например, в «кучки» можно играть всей семьёй. Игра организуется летом на берегу реки, моря или во дворе. Водящий, выбранный считалкой, берёт по одной какой-нибудь вещи у играющих и прячет под кучку песка так, чтобы под одной из них была пара вещей, под другой – одна, под третьей – ничего. Спрятав предметы, ведущий предлагает их искать. Кому достанется пара – тот выиграет, а кому пустая кучка – проигрывает. Выигравший становится водящим. Теперь он прячет предметы. Можно прятать крупные одинаковые по цвету и величине камушки, шишки и другие предметы. Важно помнить, что играющие делают выбор по очереди. Игру можно продолжать до тех пор, пока она вызывает интерес у детей.

         В «змейку» лучше играть всей семьёй или объединившись с другими семьями на просторной площадке, лужайке, лесной полянке. Чем больше игроков, тем веселее игра. Играющие берутся за руки, образуя цепь. Крайнего в цепи выбирают ведущим. Лучше, если им будет кто ни будь из взрослых. Увлекая за собой всех участников игры, ведущий бежит по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия, водит цепь «змейкой», закручивая её вокруг крайнего игрока, затем- в другую строну, раскручивая её.

Чтобы игра проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Так, Идущий поддет сигнал, и все разбегаются. Затем по сигналу восстанавливают змейку.

Играющие должны крепко держаться за руки, чтобы змейка не разорвалась. Игру продолжать до тех пор, пока она не надоест.

В игру «Летучий мяч» или «Собачки» можно играть как большим коллективам из нескольких семей, так и втроем. Играющие встают в круг, водящий, выбранный считалкой, в середине круга. По сигналу все начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга, Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если, ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. Необходимо соблюдать следующие правила: разрешается при ловле мяча сходить с места, играющие не должны задерживать мяч,

В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно использовать словесные игры, игры-шутки, забавы, такие как «Чепуха», «Летает - не летает», «Крестики -нолики», которые развивают память внимание, быстроту реакции у ребенка в и то же время веселят, всех. Участие в таких играх помогает взрослым переключиться от житейских проблем, снять напряжение.

В игре «Узнай, кто» один из участников подкрадывается к водящему, выбранному считалкой, и закрывает ему глаза. Водящий по одежде на ощупь узнает, кто закрыл ему глаза, и называет его имя. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания: меняются деталями одежды, нарочно не узнают игроков. Игру продолжают, пока она не надоест детям. Количество игроков в игре «Король в плену» всегда постоянно - два человека, что дает возможность использовать ее в самых различных ситуациях. Играющие кладут поочередно руку на руку другого, считая до девяти, и тогда наиболее быстрая рука схватывает медлительную. Победивший говорит: «Король в плену». В игре необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть две руки подряд.

Игра «Холодно-горячо» проводится, как правило, дома. Один из играющих - уходит из комнаты, другие прячут предмет. Затем вызывают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Когда он приближается к предмету, играющие говорят: «Тепло», «Горячо»; если удаляется - «Холодно». Предупреждать можно не только словами, а также тихой или громкой игрой на фортепиано, сильным или слабым звоном колокольчика. Когда водящий находит предмет, выбирается новый водящий. Если вы в пути(едете в поезде) или ожидаете чего-либо с ребенком и хотите занять его интересной игрой, можно прятать любой небольшой предмет (билет, конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Двое играющих прячут и ищут предмет по очереди. В игру «Корчага» можно играть всей семьей. Один из играющих, выбранный считалкой, садится в середине круга, образуемого остальными. Его накрывают платом. Выбирается старший который секретно от «корчаги» дает названия всем играющим: птичка, цветок и т.п. Лучшие, если в начале игры старшим будет кто-нибудь из родителей. Старший встает возле «корчаги» и называет ,по очереди, каждого из играющих, произнося новое «имя». Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его

рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого старший снимает платок и спрашивает «корчагу», кто ударил. Если угадает, на его место садится угаданный, если нет - игра продолжается. Все должны побывать в роли «корчаги». Необходимо соблюдать правило: платок с водящего снимается только после хлопка.

Использование русских народных игр в организации детских праздников в семье способствует созданию неповторимой эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности. Это должны быть наиболее яркие эмоциональные игры, такие как «Жмурки», «Фанты», «Молчанка». Игры, в которые малыши играют с близкими взрослыми, надолго остаются в памяти и вызывают добрые чувства к родным.

Совместные игры с близкими взрослыми - огромная радость для ребенка. Однако нельзя доводить занятия играми до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, ее необходимо закончить. Заканчивая игры, оставляйте детям радостную перспективу: «Мы еще поиграем в другой раз». Иногда целесообразно забыть игру на неделю, две. три, даже месяц. Когда несколько забытая игра возвращается, она приобретает прелесть новой.

Обращение к народным играм обогащает семейный досуг, способствует созданию атмосферы радости, праздника.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация для родителей.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Предлагаемая программа включает в себя представление о семье и ее роли в процессе патриотического воспитания. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. Появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала восприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети, одинаково любящие и маму и папу.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколении семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.

Продолжая тему важности благоприятной атмосферы в семье, мы пытаемся донести до взрослых, что детям нужны не только еда, памперсы и яркие игрушки, но и ласковая мама, и заботливый папа. Детям нужна любящая дружная семья. Для этого необходимо помочь взрослым понять, как сохранить семью и как сделать, чтобы все члены семьи доверяли друг другу, оберегали друг друга. В работе с детьми следует больше внимания уделять играм детей в «семью», которые воспитывают в них чувство родительской ответственности.

Игра в «семью» - самая любимая детская игра. Она уместна и для обычного домашнего вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. В «семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Кроме того, дети могут выбрать не только «настоящую» семью, но и «кукольную», «звериную».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) .

Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.



Предварительный просмотр:

 Приобщение ребенка к культуре  своего народа

        О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

      Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

     Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

      Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна выраждаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

     «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...