Рассказывание по картине
консультация (старшая группа) по теме

Посохова Мария Михайловна

Консультация для родителей

Тема: «Рассказывание по картине»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Рассказывание по картине»

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.

На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картавы. Об остальном дети высказываются сами.

Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в персом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».)

В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этане обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года).

Если, например, занятие в старшей группе проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий—он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и закапчивают.

Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите. Ира надула красный воздушный шар и пошла гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело; она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля». С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить рассказ. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца, Если ребенок не справляется с заданием, педагог рассказывает сам.

От качества занятий, на которых дети учатся рассматривать картины и высказываться о них в коллективной беседе, во многом зависит эффективность последующего обучения рассказыванию на материале картин. В чем заключается особенность этого занятия? Прежде всего в том, что вопросы задавал не только воспитатель, но и сами дети; на вопросы, поставленные детьми, отвечал и педагог, и опять-таки они сами.

Для того чтобы дети активнее задавали вопросы, воспитатель в начале занятия предложил конкретное задание — подумать над тем, что нового они хотели бы узнать о ежах; дал указание, в какой форме следует его выполнить: «Задайте вопросы». Вопросы, задаваемые детьми, необходимо внимательно выслушать, для того чтобы, во-первых, прийти на помощь ребенку, затрудняющемуся в формулировке, а во-вторых, чтобы отделить те, которые непосредственно связаны с содержанием занятий, от тех, ответить на которые будет уместно в другое время. Кроме того, воспитатель должен четче выделять смысловую сущность детских вопросов, учить детей объединять в одну группу однотипные вопросы и т. п.

С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это даст возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Обучение рассказыванию по картине или серии сюжетных картин

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка  в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке государственных стандартов дошкольного об...

Консультации для родителей" Обучение рассказыванию по картинам и сериям картин".

  Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Рассказывание по картине. Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин).

Рассказывание по картине.Виды рассказывания по картине (требования к подбору картин)....