Формирование графомоторного навыка
консультация (старшая группа) по теме

Петрова Вера Дмитриевна

Формирование графомоторного навыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotorika.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторного навыка у детей

    К важному параметру школьной зрелости относиться уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревание соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание и научение – факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находиться на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка.

     Далее представлены возрастные особенности овладения детьми моторными и графическими навыками.

Возрастные особенности развития графомоторного навыка

1,5 – 2 года

Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.

2 – 3 года

Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.

3 – 3,5 года

Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.

3,5 – 4 года

Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

5 лет

Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку.

Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается пмсато буквы.

6 – 7 лет

Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании.  Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным. Следует обращать внимание на такие ошибки:

- невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца;

- лишние движения на другой руке, ноге (синкенизии);

- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;

- медленное выполнение отстукивание ритмов;

- при выполнении проб – повышенный мышечный тонус, резкость движений;

- в пробах а имитацию – отсутствие плавности движений, точности выполнений.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц.

   К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравиться», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».

   Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движение кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, рук, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 6 – 7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

   Для развития графического навыка следует использовать:

- графический диктант;

- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

- рисование по контурам, точкам, клеточкам;

- штриховка с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

Развитию мелкой моторики руки помогает:

- пальчиковая гимнастика;

- упражнения на освоение предметных действий.

Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

В 6 - 7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:

- прямые вертикальные (сверху вниз);

- горизонтальные (слева направо);

- наклонные;

- клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание  и разматывание нити);

- полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными петельками.

Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломанные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнение на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.

План работы учителя-логопеда с родителями на      2009-2010              учебный год.

Срок

Группа

Содержание

Сентябрь- октябрь

№ 7, 13, 10, 3, 14, 6, 9

Выступление на родительском собрании. Результаты логопедического обследования. Профилактика речевых расстройств. Система логопедической помощи в ДОУ.

В течение года

Дошкольн. группы

Индивидуальные беседы с родителями «Как заниматься с ребенком дома», для родителей детей, зачисленных на логопедические занятия.

Ноябрь

№ 3, 10, 14

Мастер –класс «Речевые игры».

В течение года

Все группы

Семинары-практикумы по постановке звуков дома, по развитию фонематического слуха, по развитию мелкой моторики руки. По  запросу родителей.

Декабрь

Выборочно

Консультация для родителей детей с проблемами в развитии речи.

Декабрь

Выборочно

Беседы с родителями «Автоматизируем звуки дома»

В течение года

Все группы

Семинар – практикум по выполнению артикуляционной гимнастики дома.

Январь

№ 6, 9

Мастер – класс «Игровые упражнения на развитие мимики»  

Февраль

№ 7, 13

Выпуск информационного листа «Подготовка к письму»

Март

Ранний возраст

Консультация «Поможем малышу заговорить»

Апрель

Ранний возраст, №6, 9, 5

Практикум «Игры с прищепками»

Май

№ 7, 13

Консультация «Подготовка ребенка к школе»

Май

Выборочно

Индивидуальные беседы «Развитие речи детей в летний период»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Авторский проект "Волшебная иголочка"-формирование графомоторных навыков посредством обучения технике "изонить"..

В проекте представлен опыт работы по обучению детей с ОНР технике "изонить ",детские работы....

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"

консультация для воспитателей и логопедов...