Пространственная ориентация и речь...как они связаны?
консультация (старшая группа) на тему

Петрова Вера Дмитриевна

Пространственная ориетация и речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пространственная ориентация и речь...как они связаны?

С чего начинается формирование пространственной ориентации, с какого возраста? Для чего нам нужна эта ориентация?

 Часто можно слышать от родителей младших школьников такие или похожие проблемы:

 «Моему сыну 6 лет. У нас такая проблема: Саша очень развитый, сообразительный ребенок, но мы ни как не можем научить его читать. Слоги он прочитывает слева направо, букву Р пишет вниз головой …»

 «Мой ребенок - левша, но учится хорошо, два первых года проучился на «отлично». В 3-ем классе учительница замечать, что у него появились проблемы с письмом: он постоянно путает буквы П-Т, В-Д и т.д. Буквы получаются разными по высоте и ширине, «прыгают» на строке…»

 Многие родители считают, что подобные трудности при обучении письму возникают, в большинстве своем, у леворуких детей. Но это не совсем верно. Все зависит от пространственных представлений ребенка, а они могут быть нарушены как у праворукого, так и у леворукого ребенка.

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентацию в пространстве. Мы воспринимаем пространство благодаря двигательной активности, взаимодействию зрения, слуха, осязания. Вот почему пространственное восприятие формируется по мере того, как обогащается чувственный опыт малыша, углубляются его знания об окружающем мире, расширяется сфера его практической деятельности.

 Когда же начало этих процессов?

 Все начинается с рождением ребенка. Родившись, малыш кричит и , тем самым, "запускает" все механизмы его организма на самостоятельную (вне маминого тела) жизнь, начинает адаптироваться к условиям окружающей его обстановки, условиям.

 Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие малышом собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. Новорожденный еще не знает, где заканчивается он сам и где начинается окружающий мир, не догадывается, что у него есть ручки и ножки. Пока малыш не начнет держать головку, садиться, вставать, двигаться, информацию о мире и о самом себе он получает через тактильные ощущения. Чем больше разнообразных ощущений будет получать ребенок на этом этапе, тем скорее разовьются у него представления о границах собственного тела. Очень быстро кроха поймет, что именно там, где он ощущает соприкосновение с гладкой или шершавой, твердой или мягкой, холодной или теплой поверхностью, проходит граница его телесного «я». В книге замечательного отечественного психолога Л.С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». А значит, в первые годы жизни малыша нужно сформировать у него ощущение пространства.

 Чем раньше и разнообразнее маленький человек будет чувствовать, тем полноценнее будет формироваться пространственное ощущение, тем качественнее будет развиваться речь и мышление.

Консультация для родителей логопедической группы на тему:

«Пространственная ориентация и речь...как они связаны?».

                                                                                                      Подготовила логопед

                                                                                                      I квалификационной категории

                                                                                                      Петрова Вера Дмитриевна

г.Канаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал...

Коррекция и развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной сферы личности, пространственной ориентации, основных сенсорных эталонов посредством игровой деятельности.

Материал содержит опыт работы по коррекции и развитию познавательной сферы личности, основных сенсорных эталонов, пространственной ориентации посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольн...

Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских сказок.

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Клеточка- мой помощник в развитии пространственной ориентации дошкольника

Предоставить детям систему игр и упражнений по развитию пространственных представлений, позволяющих усвоить программу по развитию элементарных математических представлений и решить следующие задачи: ...

Развитие пространственной ориентации, оптико - пространственного анализа и синтеза. Буклет.

Как сформировать у ребёнка зрительно-пространственное восприятие....

Пространственная ориентация и речь...как они связаны?

Пространственная ориентация и речь...как они связаны?...