Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
материал на тему

 

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специально организованного обучения у дошкольников с проблемами в развитии представления о пространственных отношениях самостоятельно не формируются. В статье даются рекомендации по целенаправленной работе с включением игр и упражнений на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации

в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Эти отношения также очень сложны для детского восприятия из-за своей относительности (один и тот же объект по отношению к другим может находиться в самых разнообразных положениях в зависимости от того, что или кто является точкой отсчета для определения положения в пространстве) и потому, что они очень четко и жестко зафиксированы в слове, значением которого ребенок должен овладеть. Это создаёт дополнительные трудности в овладении детьми с интеллектуальной недостаточностью пространственными представлениями.

Без специально организованного обучения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью представления о пространственных отношениях самостоятельно не формируются. В дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа, в которой участвую все взрослые. В нее включаются игры и упражнения на развитие восприятия и воспроизведения пространственных отношений, которые имеют особе значение для ориентировки и адаптации ребенка в окружающем мире.

Они составляют основную часть самостоятельных занятий по конструированию и формированию элементарных математических представлений. Проводятся в форме дополнительных игр и упражнений в структуре занятий по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальных занятий, занятий по физическому воспитанию. С пространственными отношениями ребенок непосредственно сталкивается в повседневной жизни и деятельности. В связи с этим приобретение и закрепление пространственных представлений детьми осуществляется практически непрерывно. Они очень тесно связаны с личным опытом детей, и задача взрослых состоит в том, чтобы этот опыт отразить и закрепить в слове. Любой акт взаимодействия с ребенком во время проведения режимных моментов или в процессе совместной деятельности использовался для формирования пространственных представлений и ориентировок.

Для формирования пространственных представлений у детей с ЗПР необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети получают как в процессе специального обучения, так и в повседневной жизни. Параллельно со специально организованными занятиями ведётся разноплановая работа, направленная на расширение жизненного опыта, помогающая детям овладевать предметно-практическими действиями, которые становятся основой для формирования математических представлений.

Коррекционно – воспитательную работу с детьми с задержкой психического развития проводят различные специалисты. Все они являются участниками педагогического процесса и поэтому при построении развивающей среды учитываются их многообразные интересы, но прежде всего – интересы детей, имеющих различные проблемы в развитии. Организация среды зависит и от степени выраженности отклонений в развитии как группы детей в целом, так и отдельных воспитанников.

Пространство игровой комнаты и кабинетов позволяет детям свободно перемещаться, располагаться для игр с игрушками, отдыхать. Дети имеют возможность двигаться в различных направлениях в ходе сюжетных, подвижных игр, проводить занятия, сидя на полу или на ковре, за столами и т.п. Кабинеты специалистов – это, прежде всего, игровые помещения, в которых проводятся игровые групповые и индивидуальные занятия.

Формирование представлений о величине как о существенном признаке объектов

1. Ознакомление с окружающим, развитие речи: подбирается речевой материал, в котором даётся понятие величины (Сутеев В. “Под грибом”; “Разные колёса”; Берестов В. “Где право, где лево”; Пермяк Е. “Для чего руки нужны”; “Про нос и язык”; “Три медведя”; “Теремок” и др.). Использование на занятиях по лексическим темам сравнение предметов по величине (“Сравни, какой листок больше – кленовый или березовый”; “Подбери к каждой чашке блюдце с учетом размера”; “Собери машину”; “Одень маму и дочку” – подбор предметов одежды с учетом величины). При сравнении используются приёмы приложения и наложения объектов друг к другу.

2. Изобразительная деятельность – на этих занятиях уделяется много времени пространственным расположениям предметов разной величины на листе бумаги (“Овощи на тарелочке”; “Дома на нашей улице”; “Моя семья”; “Украсим платье” и др.)

3. Конструирование – дети учатся использовать при сооружении построек разный по величине строительный материал; учатся использовать в речи такие понятия как: большой кубик – маленький кубик; длинная планка – короткая планка и т.д. (“Многоэтажные здания”; “Наш детский сад”; “Высокий и низкий мосты” и т.д.)

4. Физкультурные занятия – общеразвивающие упражнения с использованием разных по величине мячей, обручей, кеглей. Используются такие задания как: “Собери в большой обруч большие мячи, в маленький - маленькие”; “Ходьба по длинному и короткому ручейку”; “Перепрыгни или перешагни дорожки” и т.д.

5. ФЭМП – в структуре занятий имеет место развитие понятий о величине геометрических фигур и других предметов. Используются такие задания как: “Раскрась большие квадраты (треугольники, овалы и др. геометрические фигуры) одним цветом, а маленькие – другим цветом”; “У кого из детей длиннее ленточка у мальчика или у девочки?” и др.

6. На музыкальных занятиях, также как и на физкультурных большое значение уделяется формированию понятий о величине. Как и на физкультурных занятиях используется разный по величине инвентарь: высокие и низкие кегли; большие и маленькие муляжи фруктов, грибов и т.д.

7. В самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевые игры; обведение по трафарету, затем раскрашивание и штриховка разных по величине предметов и объектов; нанизывание разных по величине бусин; игры с мелкой и крупной мозаикой и т.д.

Формирование умений ориентироваться в пространстве

1. Ознакомление с окружающим, развитие речи: подбирается речевой материал, в котором даётся понятие отношений предметов в пространстве (Павлова Н. “Чьи башмачки?”; Воронкова Л “Маша-растеряша”; Носов Н. “Живая шляпа” и др.)

2. Изобразительная деятельность – на этих занятиях уделяется много времени пространственным отношениям предметов на листе бумаги (“Украсим салфетку”; “Зимний узор на стекле” и т.д.)

3. Конструирование – дети учатся при сооружении построек создавать небольшие композиции, связанные единым сюжетом с использованием разного вида конструктивный материал: конструктор типа “ЛЕГО” разного размера, различный настольный и напольный конструктор (“На деревенском дворе”; “Кукольная мебель” и т.д.)

4. Физкультурные занятия – широкое использование разных видов ходьбы со сменой направления, поскоки вокруг расставленных по кругу предметов, ходьба змейкой, врассыпную; подвижные игры; игры-эстафеты и т.д. (“Найди флажок”; “Воробышки и автомобиль”; “Найди свой домик”; “Найди свою пару” и т.д.)

5. ФЭМП – в структуре занятий имеется место развитие понятий об отношениях предметов в пространстве. Используются такие задания как: “Найди на рисунке всех детей, которые спрятались”; “Раскрась рыбок, которые плывут влево – желтым цветом, а вправо – зеленым цветом”; “Найди геометрические фигуры, из которых состоят елочка, заяц, птичка” и т.д.

6. На музыкальных занятиях, также как и на физкультурных большое значение уделяется формированию умений ориентироваться в пространстве. Используются те же виды заданий, что и на физкультурных: поскоки на носочках со сменой направления; ходьба врассыпную; танцевальные движения в парах и т.д. (“Чей круг быстрее соберётся?”; игра “Гори, гори ясно…” и т.д.)

7. В самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевые игры (“Магазин”; “Семья”; “Больница” и др.); игры с мелкой и крупной мозаикой; игры с конструктором с использованием схем; настольно-печатные игры и т.д.

Формирование умений ориентироваться в предложных конструкциях

1. Ознакомление с окружающим, развитие речи: подбирается речевой материала. В каждом произведении встречаются предложные конструкции. При пересказе произведения дети обязательно используют те предлоги, которые встречаются в данных произведениях (русская народная сказка “Репка”; “Три медведя”; Сутеев В. “Под грибом” и др.)

2. Изобразительная деятельность – сюжетное рисование, сюжетная лепка, сюжетная аппликация. Это простые сюжеты из знакомых сказок, рассказов и т.д. Важно расположить предметы в соответствии с сюжетом. Например: взрослый предлагает нарисовать сюжет из сказки “Колобок” – встреча лисы и колобка. Взрослый обращает внимание детей на то, где находится колобок, когда первый раз пел песню лисе, и куда она попросила его сесть потом (желательно использовать иллюстративный материал).

3. Конструирование – сооружение построек (забор, домик и т.д.), их анализирование и обыгрывание (“Домик для матрёшки”; “Забор вокруг дома”; “Гараж для машины” и т.д.).

4. Физкультурные занятия включают в себя задания на ориентировку в предложных конструкций. Это были упражнения в построении друг за другом, ходьба со сменой направления (“Первым встанет Соня, а остальные дети по росту за ней”; “Я хлопну в бубен и вы побежите за Ваней” и т.д.). Также включаются в структуру физкультурного занятия общеразвивающие упражнения такого типа: и.п. – сесть на пол, скрестив ноги. “Спрячь погремушку” - повернуться вправо, спрятать погремушку сзади себя, сказать “Нет”, вернуться в и.п. То же выполнить влево”. Используются любые предметы – флажки, мячи, мешочки с песком и т.д. Неотъемлемой частью любого физкультурного занятия является подвижная игра (“Белка на дереве”; “У медведя во бору”; “Ловишка”; “Пробеги между кеглями”; “Ходьба змейкой между предметами” и т.д.)

5. ФЭМП – в структуре занятий имеют место задания на развитие предложных конструкций. Используются задачи такого типа: “В корзинке находится 3 котенка и ещё один перед корзинкой. Сколько котят всего?”. После обучения детей решению задач, взрослый предлагает детям составить задачу по аналогии, с использованием слов-предлогов.

6. На музыкальных занятиях используются построения друг за другом, хороводы вокруг разных предметов, построения в шеренгу, ходьба и бег врассыпную (“Спрячься за стульчиком”; разные музыкальные игры и упражнения с использованием предметов, расставленных напротив друг друга и т.д.)

7. В самостоятельной деятельности: сюжетно-ролевые игры (“Магазин”; “Семья”; “Больница” и др.); работа с трафаретами по лексическим темам (“Нарисуй между зайцем и волком елочку, домик”; “Раскрась животного, который находится между слоном и лисой” и т.д.); шнуровка, застёжки; настольно-печатные игры и др.

Формирование умений ориентироваться на листе бумаги

Всевозможные лабиринты, “Соедини точки по порядку”; рисование цифр по клеточкам; рисование геометрических фигур по точкам; “Нарисуй в левом верхнем углу круг, в правом нижнем - квадрат”; “Дорисуй половину предмета” (квадрат, шарик, овал и др.). Эти задания развивают мелкую моторику, умение держать карандаш, нажимать на него с достаточной силой.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Коррекционная работа включает в себя систему занятий по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Сюда относятся занятия по ознакомлению с окружающим, развитие речи; изобразительная деятельность и конструирование; музыкальное занятие; физкультурное занятие, занятие по формированию элементарных математических представлений.

Коррекционные занятия проводятся с октября по май (включительно) с перерывами между занятиями 10 минут. Количество и время проведения занятий варьировались в зависимости от возраста и уровня сформированности у детей с ЗПР учебных умений и навыков.

Особенностью методики формирования пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включался в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам, так и годам обучения. В других случаях включение ребенка в общую группу для занятий возможно лишь после индивидуальной коррекционно-развивающей работы, в процессе которой восполняются “пробелы” в сформированности пространственных представлений ребенка.

Учитывая комплексный подход в обучении пространственным представлениям и основную задачу воспитательно-образовательной работы с детьми, то есть целостное развитие их личности, содержание работы выстраивается по концентрическому принципу. Это означает, что предлагаемый для усвоения материал (ориентировка в пространстве, в схеме тела, на листе бумаги и в предложных конструкциях) от этапа к этапу усложняется.

Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей формированию пространственных представлений, что позволяет выработать у них достаточно прочные знания и умения.