Главные вкладки

    ОНР И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    консультация по теме

    Консультация логопеда для родителей по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, общее недоразвитие речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon onr_i_prostranstvennye_predstavleniya.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОНР И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    ДОШКОЛЬНИКОВ.

    СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87

     «Кораблик» г. Белгорода

     Дубенцова В.В.

    Одной из актуальных проблем логопедии является общее недоразвитие речи (ОНР).

    ОНР - сложное речевое расстройство, при котором имеет место системное нарушений всех компонентов речевой деятельности у детей при нормальном состоянии слуха и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.). Следует отметить, что ОНР может наблюдаться на фоне рассеянной органической симптоматики или минимальной мозговой дисфункции (ММД, такой диагноз ставит врач-невропатолог детской поликлиники). У этой группы детей наблюдаются двигательная расторможенность, отвлекаемость, повышенная утомляемость. При неосложнённом варианте ОНР у детей не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутствуют поражения нервной системы. В анамнезе, как  правило, отмечается недоношенность, соматическая ослабленность ребёнка. Дети с ОНР отличаются неустойчивостью внимания, сниженной вербальной памятью и сниженной продуктивностью запоминания. Всё это ведёт к неумению включаться в игровую и учебную  деятельность. Кроме того, диагноз ОНР накладывает свой отпечаток  и на уровень развития пространственных представлений у дошкольников. Формирование представлений   ребёнка о ведущей руке, о частях тела происходит позже, чем у детей без речевой патологии.

    Особенности пространственных представлений у дошкольников с ОНР:

    - трудности в понимании предлогов, наречий, которые   отражают пространственные отношения ( на столе, под столом, за столом);

    - трудности в складывании разрезных картинок, пазлов;

    - трудности в конструировании по образцу из счётных палочек и спичек;

    - трудности в рисовании (примитивность рисунка, небольшое количество деталей в рисунке );

    - трудности в использовании прилагательных «длинный-короткий», «высокий-низкий», дети заменяют их словами большой, маленький;

    - трудности в запоздалом формировании схемы собственного тела и дальнейшей ориентировки тела в пространстве (не могут правильно показать правую руку, левое ухо, не могут правой рукой достать левое ухо и т.д.);

    - сложности  при ориентировке в схеме тетрадного листа.

    Для формирования пространственных представлений выделяются основные базовые направления работы  с детьми:

    1. Обучение дошкольников ориентировке в схеме собственного тела.

    2. Обучение дошкольников ориентировке в окружающем пространстве.

    3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.

    4. Обучение дошкольников ориентировке на плоскости.

    Дидактические игры и упражнения для формирования пространственных представлений  у дошкольников:

    1. Дидактическое упр-е  с мячом (по команде поднять «вверх» и опустить «вниз» мяч).

    2. Д/ игра «Где же зайка?» Дети отвечают: на столе, на шкафу, под столом…

    3. Д/ игра «Что впереди, что сзади?» Предложить детям перечислить предметы, которые расположены впереди них, сзади них.

    4. Д/ игра «Что справа, что слева». Предложить детям перечислить предметы, которые расположены справа от них, затем слева от них.

    5. Д/ игра «Ботинки». Определить правый и левый ботинки.

    6. Д/ игра «Рукавички». Найти рукавичку, которая одевается на правую ручку, затем на левую ручку.

    7. Д/ игра «Ладошки». Сделать отпечатки ладошек. Найти правые ладошки, левые ладошки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

    В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа бу...

    Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

    Формирование пространственных представлений у дошкольников

     Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

    «Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

    Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

    Формирование пространственных представлений дошкольников

    Немного теории и практический материал - интерактивные игровые упражнения для отработки дифференциации некоторых предлогов....

    Формирование пространственных представлений дошкольников в старшей группе (примерный конспект)

    Примерный конспект по формированию пространственных представлений в старшей группе может использоваться как на основном занятии по формированию элементарных математических представлений, а также на оз...

    Особенности развития речи в процессе формирования пространственных представлений дошкольников с общим недоразвитием речи

    Особенностью пространственных представлений старших дошкольников с общим недоразвитием речи является неспособность свободно использовать в речи словесные обозначения пространственных характерист...