Главные вкладки

    Консультация по теме:
    ОНР И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Консультация логопеда для родителей по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, общее недоразвитие речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon onr_i_prostranstvennye_predstavleniya.doc27 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОНР И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    ДОШКОЛЬНИКОВ.

    СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Подготовила: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87

     «Кораблик» г. Белгорода

     Дубенцова В.В.

    Одной из актуальных проблем логопедии является общее недоразвитие речи (ОНР).

    ОНР - сложное речевое расстройство, при котором имеет место системное нарушений всех компонентов речевой деятельности у детей при нормальном состоянии слуха и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.). Следует отметить, что ОНР может наблюдаться на фоне рассеянной органической симптоматики или минимальной мозговой дисфункции (ММД, такой диагноз ставит врач-невропатолог детской поликлиники). У этой группы детей наблюдаются двигательная расторможенность, отвлекаемость, повышенная утомляемость. При неосложнённом варианте ОНР у детей не выражены нарушения нервно-психической деятельности, отсутствуют поражения нервной системы. В анамнезе, как  правило, отмечается недоношенность, соматическая ослабленность ребёнка. Дети с ОНР отличаются неустойчивостью внимания, сниженной вербальной памятью и сниженной продуктивностью запоминания. Всё это ведёт к неумению включаться в игровую и учебную  деятельность. Кроме того, диагноз ОНР накладывает свой отпечаток  и на уровень развития пространственных представлений у дошкольников. Формирование представлений   ребёнка о ведущей руке, о частях тела происходит позже, чем у детей без речевой патологии.

    Особенности пространственных представлений у дошкольников с ОНР:

    - трудности в понимании предлогов, наречий, которые   отражают пространственные отношения ( на столе, под столом, за столом);

    - трудности в складывании разрезных картинок, пазлов;

    - трудности в конструировании по образцу из счётных палочек и спичек;

    - трудности в рисовании (примитивность рисунка, небольшое количество деталей в рисунке );

    - трудности в использовании прилагательных «длинный-короткий», «высокий-низкий», дети заменяют их словами большой, маленький;

    - трудности в запоздалом формировании схемы собственного тела и дальнейшей ориентировки тела в пространстве (не могут правильно показать правую руку, левое ухо, не могут правой рукой достать левое ухо и т.д.);

    - сложности  при ориентировке в схеме тетрадного листа.

    Для формирования пространственных представлений выделяются основные базовые направления работы  с детьми:

    1. Обучение дошкольников ориентировке в схеме собственного тела.

    2. Обучение дошкольников ориентировке в окружающем пространстве.

    3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.

    4. Обучение дошкольников ориентировке на плоскости.

    Дидактические игры и упражнения для формирования пространственных представлений  у дошкольников:

    1. Дидактическое упр-е  с мячом (по команде поднять «вверх» и опустить «вниз» мяч).

    2. Д/ игра «Где же зайка?» Дети отвечают: на столе, на шкафу, под столом…

    3. Д/ игра «Что впереди, что сзади?» Предложить детям перечислить предметы, которые расположены впереди них, сзади них.

    4. Д/ игра «Что справа, что слева». Предложить детям перечислить предметы, которые расположены справа от них, затем слева от них.

    5. Д/ игра «Ботинки». Определить правый и левый ботинки.

    6. Д/ игра «Рукавички». Найти рукавичку, которая одевается на правую ручку, затем на левую ручку.

    7. Д/ игра «Ладошки». Сделать отпечатки ладошек. Найти правые ладошки, левые ладошки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

    В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа бу...

    Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

    Развитие сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.Задачи программы1.Способствовать развитию разных видов восприятия, внимания, памяти.2.Осуществлять сенсорное раз...

    «Развитие лексики и пространственных представлений у детей 4-5 лет с ОНР II уровня»

    В статье рассказывается о проблемах развития лексики и пространственных отношений у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня...

    Формирование пространственных представлений дошкольников

    Немного теории и практический материал - интерактивные игровые упражнения для отработки дифференциации некоторых предлогов....

    Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

    žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

    Формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений с детьми группы ОНР и общеобразовательных групп

    Обучение детей ориентировке на листе бумаги, построение узоров по словесному указанию. Развитие логического мышления....

    Формирование пространственных представлений дошкольников в старшей группе (примерный конспект)

    Примерный конспект по формированию пространственных представлений в старшей группе может использоваться как на основном занятии по формированию элементарных математических представлений, а также на оз...