Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
консультация (младшая группа) по теме

Данилова Наталья Николаевна

 

Наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.

Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо выполнять рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

Развод. Как сказать ребенку.

Нужно ли говорить о разводе родителей?

Обязательно: постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более, что ребенок всё равно рано или поздно об этом узнает.

С какого возраста ребёнку можно сказать о разводе?

Примерно, с 3 лет. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами больше не будет, но вы будете иногда ездить к бабушке, а папа - приходить к вам. Подростку можно сказать больше, однако не вдаваться в подробности ("разлюбил, изменил, оказался подлецом"). Чем старше ребёнок, тем больше ему можно сказать. Если же он совсем мал, то отложите разговор до того момента, когда у ребёнка возникнут вопросы об отце.

Когда ставить ребёнка в известность?

Только, когда событие уже свершилось или, по крайней мере, принято безоговорочное решение.

Кто должен сообщать решение?

Самое правильное, если это сделаете Вы - мама ребёнка, т.к. он будет продолжать жить с Вами. Если Вы ему не скажете, всегда найдётся доброжелатель, который скажет ему сам, но уже другими словами, и доверие к Вам будет утеряно.

В какой форме говорить?

Любой сложный разговор стоит затевать только тогда, когда Вы в состоянии всё обсудить спокойно.

Сколько раз говорить?

Обычно достаточно одного разговора, но он должен быть серьёзным и исчерпывающим. Не превращайте тему развода в бесконечный сериал, но и не отказывайтесь отвечать на вопросы ребёнка, если они у него возникнут. Будьте готовы к тому, что эта тема ещё будет возникать в Вашей дальнейшей жизни.

Постарайтесь контролировать себя и воздержаться от типичных ошибок разводящихся родителей. Для этого запомните три нельзя:

1. Обвинять супруга при ребёнке (для которого он не плохой муж, а папа);

2. Обвинять в происходящем других родственников ("вот результаты действий твоей любимой бабушки…");

3. Обвинять самого ребёнка в том, что случилось ("ты плохо себя вёл, много болел, уходил из дома, курил, не помогал мне…").

Наверное, нет на свете мамы, которая желала бы своему ребёнку плохого. Тем не менее, иногда случается, что в ситуации после разводного стресса, стремясь компенсировать детям отсутствие отца, женщины допускают некоторые педагогические просчёты. Предлагаем Вам проверить себя, не превышает ли педагогическое усердие Вашего опыта.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Готов ли ваш ребенок к школе

В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается:

  1. Личностная (мотивационная) готовность – это стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как ученику.
  2. Интеллектуальная готовность – это набор определенных, уже сформировавшихся, знаний, умений и навыков.
  3. Волевая готовность – это умение ребенка контролировать свое поведение(школьная жизнь требует от ребенка выполнения определенных правил поведения и  самостоятельной организации своей деятельности)
  4.      Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению!!!

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?

Это прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ  существенно отличаются друг от друга. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе. Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, воспитывайте произвольность, управляемость поведения. Никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил. Исключайте авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «Вот пойдешь в школу - там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!»

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное - это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает ребенку возможность читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

        



Предварительный просмотр:

Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.

Наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными. 

1. Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
2. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
3. Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
4. Собирать, складывать пирамидки.
5. Работать с вкладышами (Монтессори).
6. Застёгивать пуговицы.
7. Завязывать, развязывать узлы.
8. Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.

 

Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму

в дошкольном возрасте.

Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо выполнять рекомендации:

1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать,  держа ручку в кулаке:

  • • нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
  • • нарисовать птичек;
  • • изобразить солнце с лучами.

2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.

3. Рисование карандашами и красками различными способами.

4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.
5. Разнообразная работа с ножницами.


Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.

  1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
    2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);
    3. Нейропсихологическое расслабление:
    • массаж;
    • упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;
    • упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.
    • выкладывание палочек различными пальцами;
    • посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
    4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
    Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.
  •  хлопки;
  •  постукивание палочками;
  •  ритмичные щелчки;
  • специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
  • игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

Упражнения для развития мелкой моторики

Выполнение по зрительному образцу:

«В нашем дворе живут разные животные»
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
3. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
4. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
5. "Солнышко" = расставлены пальцы от себя.
6. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.      7."Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.


Гимнастика для пальцев:


1. «Крестики». Поочередно как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, образуя крестик большого пальца последовательно с указательным, средним и т.д. Проба выполняется как в прямом (от указательного пальца к мизинцу), так и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
2.
«Лошадки». Пальцы обеих рук быстро и сильно стучат по столу наподобие топота копыт (последовательно от мизинца к большому).

3. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

4. «Змейки». Представляем, что наши пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться навстречу друг другу. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки мизинец левой руки).

5. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать поочередно пальцами, на которые укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
7.
«Слоники». Пальцы обеих рук изображают ноги слона, идущего по столу. Только средний палец поднят вверх и не касается стола – это хобот. Нужно идти по столу, перебирая пальцами и ни за что не опуская средний палец.
8.
«Котята». Одновременное сильное сгибание и разгибание пальцев обеих рук в верхних фалангах наподобие кошачьих лап.

9. «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

Кулак – ребро – ладонь - на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

«Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")
Психолог, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Лепим из пластилина (или теста)
- кружок;
- цифру;
- букву;
- животное;
- ощупать предмет с закрытыми глазами и слепить его из пластилина.

Игры с рисованием. 
Графические пробы
– зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу.
– заборчик
– дом – башня (зубчик-заборчик)


-
Опознание предмета. Ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
- Прохождение по дорожкам;
- Лабиринт;
- Срисуй с образца;
- Что нарисовано у тебя на ладошке? Нарисуй на листочке.

Игра «Быстро, без ошибок». Психолог показывает и заучивает с детьми несколько кинестетических поз, затем быстро называет их и показывает то верные, то неверные знаки. Дети должны быть внимательны и показывать нужные позы.
«Цветок». 

  • 1 ч. Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья не размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан.
  • 2 ч. Все в обратной последовательности.
    Массаж пальцев. После работы каждый пальчик необходимо помассировать, кисти рук сжимать и разжимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии.

Описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с отставанием в развитии...

«Игры с пластиковыми крышками и развитие мелкой моторики пальцев рук, а так же развитие творческих способностей дошкольников»

 На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.   Дети с плохо развитой ручной моторик...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...