сотрудничество детского сада с семьёй
статья по теме

Тупицына Светлана Аркадьевна

формы работы с семьёй

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                             

       

         Использование активных методов

приемов        вовлечения            родителей

       в образовательный   процесс. 

                                   

                                                                                       

                                                               

                                                                         Из    опыта   работы                                                                                                                                              

                                                                     Воспитателя  МДОУ №19                        

                                                                                                 Тупицыной С.А.

                                                                                                                                                                                        Прекрасно и справедливо высказывание Ивана Алексеевича Ильина, известного философа и публициста : «Семья- первичное лоно человеческой культуры…Здесь пробуждается и начинают развертываться дремлющие силы личной души, здесь ребенок учится любить, верить, жертвовать; здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или может быть низкий проходимец.»

    В своей жизни каждый человек проживает много ролей: кто инженер, строитель,  педагог, рабочий, писатель, к тому же он сын или дочь, ребенок, друг, брат или сестра, родитель и др. Роль родителя, это особая и очень ответственная роль, с ее проживанием, человек испытывает массу чувств, которые зачастую очень разнятся: гордость за ребенка идет часто со стыдом, радость соперничает с обидой и злостью.  

      Эта роль накладывает огромную ответственность на человека за жизнь и благополучие другого человека - его ребенка.

      В условиях социальной и экономической нестабильности, под гнетом страха не  «справиться» с жизнью: потерять работу, обеднеть, заболеть - родители сами становятся неуверенными, эмоционально нестабильными, появляется новый страх - страх не успешности детей.

       Родители боятся, что ребенок, недостаточно хорошо подготовленный к школе, может не выдержать конкуренции с другими детьми, оказаться неудачником в глазах педагогов и сверстников, без перспектив в будущем.  

        Поэтому многие родители рассматривают дошкольное детство всего лишь, как подготовку к школе, лишая его возможности полноценно прожить целый этап своей жизни. Заботясь о раннем обучении,  родители часто ущемляют право  ребенка на игру, свободное время, собственный выбор видов деятельности - «Он должен успеть все, что возможно, тогда из него что-нибудь да получится» - так рассуждают многие родители.

       К сожалению, в настоящее время, в нашей стране, в силу многих причин, ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. И помочь родителям разобраться в приоритетных вопросах развития и воспитания ребенка могут и должны дошкольные педагоги - люди, которые наиболее тесно общаются с детьми и их родителями.

      Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Поэтому одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленного опыта. Все мы хотим видеть своих детей здоровыми и счастливыми и конечно же мы вместе, сообща должны удовлетворять и развивать интересы и потребности детей.

     Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Исходя из этого, педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы и решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

    В нашем детском саду вот уже на протяжении нескольких лет мы работаем над проблемой, цель которой – привлечение родителей к деятельности дошкольного учреждения.

     Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

                - Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.

                - Включение семьи в образовательный процесс с учетом социальных запросов    

                  родителей.

                - Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения.

                - Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки,        

                  взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

                - Сделать более разнообразной совместную деятельность и общение.  

Также были разработаны принципы взаимодействия с родителями :

                - Доброжелательный стиль общения с родителями.  

                - Индивидуальный подход к каждому родителю.

                - Сотрудничество.

                - Динамичность.

       Важным условием нашей работы является заинтересованность родителей в участии и жизни группы. Конечно же непросто организовать всех родителей, чтобы они были активными участниками всех мероприятий проводимых в группе. Привлекая родителей к  тем или иным мероприятиям часто слышала такие слова: «мне некогда или - выдумали, вот пойдут в школу, тогда и задания будем выполнять.» Поэтому при работе с родителями

мне хотелось, сделать встречи с ними наиболее интересными и привлекательными.

Наряду с традиционными формами работы с родителями – это родительские собрания, консультации, анкетирования, семинары- практикумы, дни открытых дверей и т.д. использовала и нетрадиционные, неформальные контакты с родителями, привлекая  их внимание к детскому саду.

    Использовала такие методы и приемы, как : решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, анализ родителями поведения малышей, обсуждение разных точек зрения по вопросам воспитания, обращение к опыту родителей. Так проводились игры с педагогическим содержанием, например Ток-шоу на тему «Нужна ли ребенку игра?» Родители заранее были проинформированы о встрече и теме мероприятия, попросила маму Алены, Димы Об., Юли К. подготовить выступление о том в какие игры и какими игрушками любят играть их дети. Любимыми играми по мнению родителей, являются: «куклы», «больница», «магазин», подвижные, настольные и другие.  Но многие родители считают, что « игра это не серьезно, она никак не влияет на развитие детей». Папа Данила Кл.- да все это только забава, «чем бы дитя не тешилась, лишь бы не плакало». На встрече проигрывали с родителями  различные ситуации, анализировали поведение детей в игре и играли сами. После  ток-шоу мама Коли Р. сказала, что нужно самим серьезно относиться к игре и если у нее окажется свободная минутка то она обязательно будет играть с сыном.

    В детском саду у нас организованна педагогическая библиотека для родителей, и если необходимо, то книги им выдаются на дом.

    Содержание общения с родителями включает множество вопросов воспитания, развития и обучения ребенка. Оно должно охватывать весь круг задач воспитания и обучения в детском саду. Для родителей не существует второстепенных тем, поскольку с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией педагога.

    В своей работе с родителями мы конечно же стараемся учитывать это. Хорошо зарекомендовал себя такой прием, как домашние задания. Они помогают родителям лучше узнать возможности, способности и характер ребенка. Кроме того это сближает ребенка с матерью и отцом, способствует их деловому и эмоциональному  взаимопониманию, позволяет добиться больших успехов в развитии ребенка. Так родителям задавала такие задания – составление портфолио ребенка, сочинение «Наше любимое место в родном городе», изготовление открытки к празднику, придумывание сказок на тему «Дружба» и др.

    С целью привлечения родителей к активному участию в деятельности группы провели спортивное развлечение «Папа, мама и я – спортивная семья»; праздник- «Семья для домовёнка Кузи». Четыре семьи соревновались в том, в какую семью отправится жить домовёнок Кузя. Было четыре конкурса:

                            1. представление своей семьи- «Знакомтесь, это- мы»

                           2. «интересное из жизни ребенка».

                           3. «фирменное блюдо»

                           4. «постройка дома мечты» и его презентация.

    На празднике царила атмосфера теплоты и добра, как будто собралась одна большая и дружная семья.

    Уже несколько лет существует такой прием, как «Рука помощи»- это альбом, в котором

родители записывают свои возможности в оказании разнообразной помощи для группы: это и пошив халатиков для игр, и ремонт мебели, и изготовление игрушек и пособий и т.д.

    Постепенно проводимая работа с родителями, дает свои результаты, они активнее участвуют во всех мероприятиях группы. В течении года были проведены: вернисаж  «Осенние этюды», «Парад шляп», «Мое любимое хобби»; в группе работают творческие группы, где родители оформляют группу к праздникам, готовят атрибуты и костюмы, участвуют в благоустройстве участка- в соответствии со своими возможностями и желаниями. Все эти мероприятия очень  сближают родителей не только со своим ребенком, но и с другими родителями, уже эта дружба выходит за пределы д/сада, родители начинают дружить семьями.

      Несколько лет в нашем детском садике существует такая форма работы с детьми, как встречи в «клубе УЮТ». Очень  интересной была встреча, игра- занятие «Путешествие в страну Детства». Родители были приятно удивлены, когда я предложила им на время забыть, что они мамы и папы, бабушки и дедушки а превратиться в детей. Из стульев построили машину времени и полетели туда, в детство, и в этой стране родители сочиняли короткие стихи с предложенными рифмами, взбирались на гору- Литературный парнас, вспоминая любимые произведения, которые им в детстве читали их родители. Вспомнили свои любимые игрушки и игры, а потом все вместе играли в подвижные игры: «Море волнуется», «Карусели»- родители были в восторге. А дальше еще интереснее, в стране детства выросло необыкновенное дерево, на котором выросли необыкновенные листья, с

заданием, «покажите, как будете есть целый лимон», «спросите дорогу в зоопарк без слов», «Спойте русскую песню, с помощью мимики»; ну и какое же детство без рисования, родители творили красками без помощи кисти, комочками полиэтиленовых пакетов. Надо было видеть,  с каким восторгом творили родители, и рисунки получились великолепные. Сколько смеха, радости, восторга было в этот вечер, долго не хотелось расходиться, родители высказывали благодарность за праздник и за воспоминания детства.

     У каждого члена семьи есть жизненный опыт, способности, а у некоторых и таланты, уже реализованные увлечения. Работая с детьми над патриотическим воспитанием, при- вивая им любовь к малой Родине привлекала к этому вопросу и родителей, так как это наша общая задача. Были организованы проекты- «Гинеологическое дерево», «Семейный герб» и позже оформлены альбомы.

     Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей  и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать позитивные взаимодействия и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

     Так работая по теме «Здоровый образ жизни», втайне от дете , вместе с родителями подготовили праздник- «Доктор Пилюлькин с друзьями желают здоровья». Родители, подготовили костюмы и на удивление детей «пришли к нам в гости- доктор Пилюлькин, Незнайка и Знайка,  Винтик и Шпунтик и др.» Праздник получился очень добрым и познавательным.

    Работая с родителями, всегда хочется, чтобы встречи были интересными и разнообразными, чтобы родители могли получать от этих встреч нужную информацию, необходимые знания и помощь в воспитании и развитии детей. Поэтому стараемся    придумывать новые формы и методы работы с родителями.                                                                                

         На последнем родительском собрании, в мае, предложила родителям осуществить поход – экскурсию по достопримечательностям города.  И была очень удивлена и обрадована тем, что большинство с большим энтузиазмом и интересом поддержали мое предложение. Родители активно начали подготовку к походу. Экскурсию назначили на субботу. Папа Саши Блохиной договорился с автобусом и в назначенное время мы отправились в поход. Дети были в восторге, от радости и переполнявших их чувств, дети сами собой стали петь разные песни а родители также их поддержали.  Во время осмотра достопримечательностей дети примолкли и уже по- другому смотрели на знакомые казалось бы места, а родители молодцы, подготовились. Папа Юли К. очень интересно рассказал о музее, мама Саши Блохиной- об «Аллее Славы» и т.д. После экскурсии по достопримечательностям сделали привал в березовой роще у с.Таремское. Как весело и интересно было на привале; все взрослые как будто сами стали детьми, играли в разнообразные игры – «Жмурки», «Вышибалы», «Догонялки» и т.д. В общем поход удался на славу, все были очень довольны, сколько впечатлений оставила эта прогулка  еще больше сплотила между собой детей и родителей.

      Все эти формы работы помогают всем участникам воспитательно- образовательного процесса получить творческий импульс к развитию своих способностей, а так же  в эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

        Вместе с родителями также начали оформлять   «Летопись группы», где будут такие главы- «Про нас, для всех»-(здесь будут писаться высказывания детей, которые помогут понять и оценить поведение и характер ребенка)

-«День за днем»-(слова благодарности родителям за помощь и участие в жизни группы)

-«Приглашаем в гости-(кто дружит из детей друг с другом, кто был в гостях у друг друга, в какие игры играют, какие книги читают и т.д).

Читая эту летопись можно узнать о секретах воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.  

 

   Результатом применения разных форм работы по взаимодействию с родителями будет способствовать тому, что :

   -у родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей.

   -изменится характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их  

    педагогических интересов и знаний.

   -овладение родителей необходимыми практическими умениями и навыками

    воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

   -росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению,

    их активность, участие в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.

   -понимание родителями практической и воспитательной значимости, их помощи      

    детскому саду в хозяйственной и педагогической деятельности.

   -проявление интереса к активному включению в планирование образовательного

    процесса.

   

  Важное условие нашей работы- быть внимательным и к родителям, и к детям. Руководствуясь известным изречением Дейла Карнеги- «Наша жизнь такова, какой ее   делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро»- главная ценность нашей работы находится в общении с родителями, и это залог того,

    Что общими усилиями, мы вырастим воспитанных, всесторонне- развитых, готовых к школе детей, способных хорошо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...

Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.

В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...

Консультация на тему: «Сотрудничество детского сада с семьёй»

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...

Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.

: Способствовать  формированию  у педагогов  потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...

презентация опыта работы на тему "Сотрудничество детского сада с семьёй по воспитанию духовно-нравственной личности"

В презентации представлен опыт работы в средней группы на тему "Сотрудничество детского сада с семьёй по воспитанию духовно - нравственной личности"....

Консультация "Сотрудничество детского сада и семьи по сохранению физического здоровья ребёнка с семьёй"

Формирование у детей базы знаний ЗОЖ, осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом....

Сотрудничество детского сада с семьёй.

Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада, отсутствия заинтересованности со стороны родителей к предлагаемым мерам в вопросах восп...