Комплекс № 4. "Нарушение осанки"
консультация (младшая группа) по теме

Данный комплекс можно выполнять не только деткам с нарушениями в осанки, но и для профилактики и укрепления мышц спины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_osanki.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФИ ребенка __________________________________                 Группа № ____________

Комплекс № 4. «Коррекционные упражнения при нарушениях осанки»

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги; прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте; живот подтянут.

Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все более типичные ее формы.

Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы костей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнение упражнений на спортивных снарядах, занятиях борьбой и т.д.

При коррекции осанки у детей необходимо руководствоваться следующими положениями:

  1. В основе формирования осанки лежит гармоничное развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
  2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные занятия, прогулки на свежем отдыхе, плавание, закаливание и др.
  3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиеническ5ие и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т.п.  
  • Необходимо следить за тем, чтобы дети не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Правильную осанку необходимо сохранять и сидя за столом (во время еды, выполнения домашних заданий), при ходьбе и при выполнении физических упражнений.
  •  Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или животе (но не на боку!).
  • Не менее 2 часов в день ребенок должен посвящать активным движениям. Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) полезно лежа, а, не сидя, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на позвоночник.
  •  Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.
  •  Высота стола или парты должна соответствовать росту ребенка, плечи всегда располагаются на одном уровне, а голова – на одной прямой с туловищем, ноги и спина при этом должны иметь опору, а свободная рука не должна свисать со стола.
  •  К нарушению осанки могут привести некоторые привычки: длительное  стояние на одной ноге, перенос тяжестей в одной руке, а также однообразные игры.

Из приведенных упражнений необходимо выбрать 8-12 упражнений и выполнять их не менее 3 раз в неделю, каждое занятие займет всего 10-15 минут. Основная задача – поднять грудную клетку и отвести плечи назад. Эти упражнения нужно выполнять в течение  2-3 месяцев (минимум). При выполнении некоторых упражнений потребуется зеркало, если его нет, то необходимо выполнять упражнение вместе с ребенком.

Упражнения для формирования, закрепления

навыка правильной осанки

 

Упражнения у стены.

1. Принять  правильную осанку, стоя у стены. При этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены.

2. Принять правильную осанку у стены, отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя принятое положение.

3. Принять правильную осанку у стены, сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.

4. Принять правильную осанку у стены. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, пояса верхних конечностей, рук и туловища. Принять правильную осанку.

5. Принять правильную осанку у стены, приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3-4 секунды. Вернуться в исходное положение.

6. То же   упражнение, но без стены.

7. Принять правильную осанку, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночного столба. Медленно встать в исходное положение.

8. Сидя  на стуле принять правильную осанку.

9. То же, что в упражнении 8. Затем расслабить мышцы шеи, «уронить» голову, расслабить плечи, мышцы спины. Вернуться в исходное положение.

10. Повернуться лицом к стене, на расстояние шага, руки на стену. «Шагаем» руками по стене вверх-вниз.

Упражнения в ходьбе.

1. Обычная ходьба или на носках, менять положение рук (на поясе, за головой, в стороны, либо палка за спиной, хватом  под локти).

2. Ходьба с грузом на голове (мешочек с песком, книга и.т.п.).

3. Ходьба в полуприседе на носках, палка за спиной, хватом под локти.

 Упражнения с гимнастической палкой.

  1.  И.п. – основная стойка (о.с.). Поднять прямые руки вверх – вдох; опустить – выдох. Темп медленный. Повторить 3-4 раза (то же самое палка в руках).
  2. И.п. – о.с., палка вверх. Опустить палка за голову («Спрятать палку за голову»), поднять палку вверх. Повторить 4-6 раз.
  3.  И.п. – о.с., палка за головой. Повороты туловища вправо-влево. Темп средний. Выполнить 6-8 раз.
  4.  И.п. – о.с., палка за спиной, хватом под локти. Наклоны туловища вперед-назад. Темп средний. Выполнить 6-8 раз.
  5.  И.п. – о.с. палка вниз. Наклон туловища вперед, коснуться палкой пола, вернуться в и.п. темп средний. Выполнить 6-8 раз.
  6. И.п.- о.с., палка вперед. Сгибая правую ногу, подтянуть ее в животу и коснуться палки, вернуться в и.п. То же самое выполнить левой ногой.
  7.  И.п. – ноги на ширине плеч, палка вниз. Приседания, палка вперед, вернуться в и.п. (спина прямая). Дыхание произвольное. Повторить 8-10 раз.

 

Упражнения для коррекции нарушений осанки

Упражнения

Коррекционная направленность

1

«Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки – наклоны туловища вправо и влево, скользя руками вдоль туловища. Контролировать положение плечевого пояса.

Укрепление боковых мышц туловища, устойчивость вестибулярного аппарата, регулирование позы.

2

«Штанга».  Из положения стоя перед зеркалом с гимнастической палкой за плечами – наклон туловища вперед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зеркального отражения.

Укрепление мышц туловища, гибкость грудного отдела  позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движений.

3

«Дровосек». Из положения стойки ноги врозь, руки в замок – замах руками вверх и резкий наклон вперед,  ноги не сгибать.

Растягивание мышц спины, ритмичность движений, устойчивость вестибулярного аппарата.

4

«Замок». Из положения стоя или сидя на полу, скрестив ноги – левая рука заводится за спину ладонью наружу, правая, согнутая локте, переносится через плечо ладонью вовнутрь, сцепить пальцы в замок. То же с другой рукой.

Координация движений рук и кисти, растягивание мышц плечевого пояса, ориентировка в пространстве, точность движений

5

«Столбик». Стоя на коленях, руки вдоль  туловища, подбородок прижат – наклон туловища назад, сохраняя прямую линию от коленей до головы.

Растягивание мышц передней поверхности бедер, равновесие, дифференцировка амплитуды движения.

6

«Ножницы». Из упора сидя сзади – скрещивание прямых ног.

Сила мышц брюшного пресса.

7

«Рак». 1) Из положения лежа на животе – поочередное поднимание прямых ног назад – вверх.

              2) То же, из упора на коленях.

Укрепление мышц задней поверхности бедер и спины, координация движений.

8

«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибание в грудном и поясничном отделах позвоночника

Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость

9

«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) – наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук.  

Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве.

10

«Змея». Из  положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед – медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув голову назад.

Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота и груди, устойчивость к вестибулярному раздражению.

11

«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину (либо вперед) – поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке».

Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота.

12

«Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на уровне плеч, ладонями вперед – медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы.  

Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота и груди, укрепление мышц туловища.

13

«Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову – сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение.

Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения.

14

«Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения – имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением.

Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений.

15

«Цифры». Из положения лежа на спине и подняв ноги вверх до прямого угла – написание прямыми ногами цифр 1,2,3 … по большой амплитуде, но не касаясь пола. После каждой цифры  - отдых, который постепенно сокращается и исключается совсем.

Сила мышц брюшного пресса, координация движений, образное мышление, волевое усилие, точность движений, ориентировка в пространстве, регулирование амплитуды движений.

16

«Тяжелые ноги».  1) из положения лежа на спине с зажатым между коленями мячом – согнуть ноги, приподняв до угла 45º и медленно вернуться в исходное положение.

2) То же, зажав мяч между лодыжками.

3) То же, но удержание прямых ног с мячом на высоте 10–20 см от пола, в течение 5-10 с

Сила мышц брюшного пресса, координация и точность движений, волевое усилие, дифференцировка усилий и пространства.

17

«Ящерица». 1) Из положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга, - перевести руки на пояс, приподняв голову и плечи, лопатки соединить. Удержать это положение как можно дольше, не задерживая дыхание.

2) То же, но кисти рук переводить к плечам, за голову.

Укрепление мышц спины,  удержание осанки в непривычной позе, волевое усилие, координация движений.

18

«Бокс». 1) Из положения лежа на животе, подняв голову и плечи, руки в стороны – сжимать и разжимать кисти рук.

2)  То же, но поочередно сгибая и разгибая руки вперед – вверх (бокс).

Укрепление мышц спины, развитие мелкой моторики, соразмерность и точность движений.

19

«Пушка». Из положения  лежа на  животе – толкание от себя набивного мяча (1-2 кг) или фитбола.

Сила мышц спины и плечевого пояса, координация движений и соразмерность усилий, удержание осанки в непривычной позе.

После выполнения 2-3 упражнений необходимо выполнять упражнений на расслабление.

Упражнения

Коррекционная направленность

1.

«Плети».  И.п.- произвольная стойка, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника.

Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти.

2.

«Покажи силу».  И.п. – ноги на ширине плеч:

  1. руки в стороны;
  2. 2-руки к плечам, кисти в кулак;

3-4- максимально напрячь мышцы рук;

1-4 – расслабить мышцы рук – «Стряхнуть воду» с пальцев рук.

Напряжение (расслабление) мышц рук, быстрота переключения, образное мышление.

3.

 «Обними себя». И.п. – основная стойка:

  1. руки в стороны, вдох;

2-3 – крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох;

4- руки вниз, расслабленно.

 Напряжение – расслабление, координация движений.

4.

«Удивились». И.п. – о.с.:

  1. поднять плечи, вдох;
  2. опустить плечи, выдох;
  3. поднять плечи,  развести руки, вдох;
  4. опустить плечи, выдох.

Темп медленный. После 6-8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса.

Напряжение – расслабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления.

5.

И.п – сидя или стоя. Сжимание – разжимание кистей с постепенно увеличивающимся темпом движений. По сигналу – отдых, расслабление – «Стряхнуть воду с пальцев».

Развитие мелкой моторики, дифференцировка темпа движений, расслабление.

6.

«Лодочка».  Из положения лежа на животе, руки за голову – поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с, расслабить все мышцы, опустить голову на руки и согнув ноги в коленях, «поболтать ногами».

Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета, расслабление мышц туловища и ног.

7.

И.п. - стоя у  опоры – расслабленные махи ног вперед и назад.

Регулирование произвольного расслабления, гибкость.

8.

И.п. – сед ноги врозь, руки расслаблены:

1-4 – круговые вращения головой вправо;

5-8 – круговые вращения головой влево.

Назад голову не запрокидывать.

Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата.

9.

«Бабочка».  Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, «как машут крыльями бабочки».

Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движений, образное мышление.

10.

«Вертолет».  То же, но движения ассиметричные: правая -  вверх – в сторону, левая – вниз – в сторону (со сменой положения).

Пластичность, выразительность движений, координация ассиметричных движений, образное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс по профилактики нарушения осанки и дыхательная гимнастика

Комплекс упражнений для родителей по профилактики нарушения осанки и дыхательная гимнастика...

Комплексы упражнений при нарушений осанки и плоскостопия

Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия в разных исходных положениях: сидя на стуле, стоя. Комплекс упражнений при нарушении осанки и сколиозе у детей. Группа специальных упражнений, вытяги...

Комплексы упражнений лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки.

Комплексы   упражнений   лечебной гимнастики для детей 5-7 лет с нарушениями осанки....

Комплекс упражнений для детей 4-5 лет с нарушениями осанки.

Комплекс упражнений для детей 4-5 лет с нарушениями осанки. Комплекс включает в себя разминку, дыхательные упражнения, упражнения с применением мячей-хоппов, подвижную игр и упражнения на расслабление...

Занимайтесь на здоровье. Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки.

Комплекс упражнении направленных на профилактику нарушений осанки....

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

Примерный комплекс корригирующей гимнастики после сна для профилактики плоскостопия и нарушения осанки в старшей группе (5-6 лет)

В неделе 7 дней. И если 5 из них мы как-то контролируем, то в выходные воспитатели не знают, что делают родители для профилактики и закаливания организма своих детей. Поэтому мы - педагоги постоянно п...