Речевые игры
консультация на тему

Варушина Марина Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_doma.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дома

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Речь ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими, поэтому очень важно, чтобы речь близких была чистой, правильной и грамотной.

             Старайтесь больше разговаривать с ребенком, называйте все предметы, с которыми вы действуете или вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка,  комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи...», «Назови...»; вопросами: «А как ты думаешь?», «А что ты думаешь по этому поводу?», «Как ты думаешь, что это?», «По-твоему, где это?». Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть ребенок слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор.  Большую часть времени вы проводите на кухне и заняты приготовлением обеда. Используйте это время для следующих ниже игр и упражнений.

Обогащение словаря

 «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга»

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку (или на тарелку, если руки заняты), затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые, «соленые», «горькие» слова.

«Давай искать слова на кухне»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

 Развитие грамматического строя речи

«Приготовим сок»  

Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови - морковный, из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина.  И т.д.

При знакомстве с посудой

Словарь

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столовые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: чашка нужна для того, чтобы пить чай (Я пью чай из чашки) и т.д.

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).

г) Постучать по краю посуды деревянной или металлической ложкой, по звуку определить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл, дерево, фарфор, пластмасса), назвать относительные прилагательные: стеклянный, металлический, фарфоровый, пластиковый и т.д.

Грамматический строй

Образовывать:

а) множественное число имён существительных: кастрюля - кастрюли, чашка - чашки;

б) существительные с уменьшительными суффиксами: стакан - стаканчик, тарелка - тарелочка, вилка - вилочка;

в) числительные с существительными: нарисуй (слепи, сосчитай, поставь) 1 чашку, 2 чашки, 5 чашек;

 г) прилагательные с существительными: красная чашка, фарфоровое блюдце, пластмассовый стаканчик;

д) местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, моё блюдце, мои тарелки

е) родительный падеж имён существительных: стакан без донышка, чайник без носика.

 

 Связная речь

а) Описательный рассказ по плану (Что это? Какой? Из чего сделан? Что у него есть? Для чего он нужен?).

б) Сравнительно-описательный рассказ о двух предметах (Чем похожи? Чем  отличаются?).

в) Рассказ по серии картинок. Установить правильную последовательность событий. Составить 1-2 предложения по каждой картинке (Где происходит событие? Кто что делает?).

г) Пересказ прочитанного текста «Федорино горе» К.Чуковского.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения» или «Магазин посуды»

Предложить ребенку поучаствовать в сервировке стола, понаблюдать в магазине за продажей и упаковкой посуды.

«Доскажи словечко»

 Обогащение словаря

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей( чирикает). Сова летает, а заяц (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т. д.

«Упрямые слова»

Грамматический строй речи

Расскажите  ребенку, что есть на свете упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, пальто, метро). «Я надеваю пальто. У Маши под пальто тёплая одежда. Я гуляю в пальто».

«Гуляем вместе с ребенком»

 «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая».

«Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

Подвижные игры

«Лягушка». Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, э, ы (кроме йотированных). «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», ну а на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

Игры с мячом

«Звуки спрятались в словах» «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в названии предмета услышишь звук (например «ж»). Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, книга и т.д.»

«Назови предметы...(одежды, обуви, посуды, мебели и т.д.)»

Ребёнку бросают мяч, называя родовое понятие (например, головные уборы). Он возвращает мяч обратно, называя видовые понятия (шляпа, кепка, платок, берет, шапка и т.д.). Так можно классифицировать диких и домашних животных, насекомых, рыб, птиц, виды транспорта и т.д

можно предложить еще такие игры вашим детям:

  • "Закончи предложение"

(употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

  • "Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

  • "Кому угощение?"

( употребление трудных форм существительных)

Можно использовать игрушки или картинки

- в корзинке подарки для зверей, но что бы не перепутать, кому что.. просим ребенка помочь:

 Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

  • "Назови три слова"

(активизация словаря)

задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

  • "Кто кем хочет стать?"

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

  • "Сравни предметы"

(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

  • "Назови как можно больше предметов"

(активизация словаря, развитие внимания).

-называть предметы, которые окружают. "

Resource id #4460

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...