Сказки, но по-новому
консультация (средняя группа) по теме

Тарасова Лина Евгеньевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_po-novomu.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ

        Сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов. И дети их любят и черпают из них множество удивительных познаний. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

        Но существует совершенно справедливые утверждение, что многие сказки жестоки по содержанию, несут в себе насилие, подавление и другие негативные моменты (лиса съела колобка, сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку и т.п.)

        На решение вышеизложенной задачи направлена работа сочинительства сказок вместе с ребенком. Конечно, ребенку сложно сразу сочинять свои сказки, придумывать начало после конца или фантастические истории. Нужна подготовительная работа, которая заключается примерно в следующем:

  • Познакомить детей со сказками в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая.
  • Развивать диалогическую речь, т.е. уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию сказки. Вопросы должны быть не только такие как «Что?», «Кто?», «Где?», но и поискового характера «Почему?», «Отчего?», «По какой причине?», «Как ты думаешь?».

Чередование вопросов поможет ребенку думать, делать свои первые выводы относительно добра и зла.

        Также необходимо тренировать активный словарь ребенка. Зачастую малыш стремиться, что-то рассказать, объяснить, но останавливается, часто использует ненужные паузы, повторяется. Здесь, нужно помочь малышу перенести слова, которые у него в пассивном словаре в активный, т.е. помочь отыскать в памяти нужное слово.

        С этой целью можно использовать следующие речевые игры: «Найди словечко», «Длинные и короткие слова», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Угадай предмет по описанию», «Придумай красивое слово», «Назови по другому», и другие. Эти игры и упражнения направлены на активизацию речи. Теперь поиграем в игры, где разрешается фантазировать и высказывать свои желания. Игра-мечта «А если бы я оказался…». Игра в вопросы «Кем бы ты был, если бы у тебя выросли четыре ноги?», «На кого бы ты стал похож?», «Как бы ты жил раньше?», в ответах участвуем и мы взрослые. Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире.

        Для того чтобы у детей получалось придумывание историй и сказок, нужно быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить.

        Когда ребенок с удовольствием освоил и принял участие в речевых играх, переходим к придумыванию сказок. Можно использовать сначала легкие картинки: «Придумай сказку про двух котов и птичку». Затем предлагаем вроде бы знакомую картинку о Красной Шапочке, но на дереве сидят волк и охотник. Что же будет дальше? И вместе  с ребенком составляется сказка по-новому. Отходя от наглядности, можно предложить детям знакомый текст сказки, но изменить ее конец. Например: Красную Шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка. Вариантов может быть множество.

        

Мы почему-то привыкли к логически завершенным концам сказок: репку вытащили, колобка съела лиса, Золушка и принц поженились, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, я, предлагая метод «А что потом?» (начало после конца).

        Давайте поразмышляем: репку вытащили, как ее потом делили, что с ней сделали, кто больше всех трудился; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком потом; как живут Золушка с принцем и т.д. Как видите, варианты есть, и они будут своеобразными и у детей.

        Близко к этому методу «Изменение ситуации в знакомых сказках». Мы рассказываем в который раз знакомую сказку и доверительно рассказываем и договариваемся что-то в ней изменить. Сначала мы что-то сами меняем в ней, причем совсем немногое, но такое, которое побуждает ребенка придумать: «А давайте сделаем так, чтобы, убегая от принца, Золушка потеряла не туфельку, а что-то другое, и принц ее по этому нашел». Путем рассуждений и проб мы движемся к возможным ответам: кольцо, деталь наряда, поясок. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. Очень важно научить детей говорить по-разному.

        Так же можно использовать метод «Сказки про самого себя», который полезен с различных сторон. Во-первых, дети любят слушать, что же случилось или могла случиться с мамой, бабушкой, любят придумывать про самих себя или братьев и сестер. Во0вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинения, как дополнение к реальной жизни. В результате, закончив сочинять, ребенок, не испытывает разочарования.

        Перевирание сказки. Например: «Жила-была Желтая Шапочка, ах Красная конечно и отправилась она к тете, конечно к бабушке». «Ты все перепутала!» - сердится ребенок, ему, конечно же, хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше, и в то же время он охотно принимает правила игры.

        Так же хорош метод «Сказка по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но предлагается малышам поделить главных героев противоположными качествами:

  • Семь козлят становятся злыми и капризными и убегают в лес, а добрый волк помогает маме-козе.
  • Зайчик хитрый и злой, а лиса скромная и послушная.
  • Падчерица ленивая и упрямая, мачеха заботливая.

Вариантов и переплетений очень много

        Много можно давать еще советов и приводить примеров, а еще лучше сделать постоянной «Семейную сказку», где главным персонажем будет «Кузя» или «Незнайка». Открытый конец семейной сказки сплотит еще более взрослых и детей, а это, пожалуй, и является самым важным.

        Нет предела творчеству в сказках. Можно придумывать, например, только «желтую» или только «синюю» сказку. Можно сочинять невероятные приключения «чудо-юдо», можно изменять сюжет, можно конец или начало. Есть еще очень много «можно» - важно, чтобы ваши дети полюбили сказочный мир, чтобы он стал одним из лучших воспоминаний их детства.

        

НДОУ «Детский сад №265 ОАО «РЖД»

Консультация для родителей

«СКАЗКИ, НО

ПО-НОВОМУ»

                                                                Педагог дополнительного образования:

                                                                                     Тарасова Лина Евгеньевна

г. Хабаровск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ПРЗ с использованием театрализованной деятельности "Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя".

Тема: «Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя». Название занятия: «Путешествие в сказочный лес». Возраст: старшая группа. Диагноз: ОНР....

Сценарий экологического спектакля СКАЗКА «ТЕРЕМОК» НА НОВЫЙ ЛАД

Экологический театр и экологическая агитбригада - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого ст...

Новая сказка на старый Новый год

Это сценарий  Рождественской  сказкаи для детей, поставленный силами педагогов ДОУ. После новогодних утренников и каникул, детям представляется возможность ещё раз окунуться в мир доброй ска...

Сказка "Репка" на новый лад.

Материал предназначен для музыкальных руководителей при проведении музыкальной сказки  детей старшего и подготовительного возраста ДОУ. В этой сказке участвуют одаренные дети, с хорошо поставленн...

Сказка "Репка" на новый лад.

Красочно оформленный текст "Репки" можно найти в книжках сказок для самых маленьких. Эти шедевры народной мудрости родители читают в раннем детстве каждому ребенку. И большинство...

Совместная деятельность педагога с детьми среднего возраста. «Сказка «Теремок» на новый лад»

Использование развивающих игр В. Воскобовича в совместной организованной деятельности педагога с детьми.(Игры: "Чудо-соты", "Чудо-крестики", "Геоконт", "Прозрачный квадрат")...