Воспитание гуманного отношения к природе
консультация (подготовительная группа) по теме

Усынина Марина Викторовна

Консультация для родителей детей старшей грыппы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №35 «Малышок»

Консультация для родителей по теме:

«Воспитание гуманного отношения к природе»

 

      Воспитатель: Усынина М.В.

                                                    

г. Шадринск

         Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы  экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  

       Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

       К.Д.Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.    

       Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе  (нравственное воспитание);

формирование системы экологических знаний  и представлений (интеллектуальное развитие);

развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

участие детей в посильной для них  деятельности по уходу за растениями  и животными, по охране и  защите природы.

    Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значение для человека;

освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

    Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. Здесь представлен материал, который способствует воспитанию у детей правильного отношения к природе. Весь материал основан...

Воспитание гуманного отношения к природе, средствами изобразительной деятельности

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

Тема: "Воспитание гуманного отношения к природе у старших дошкольников"

Опыт работы по образовательной область "Познание"...

Проект « Воспитание гуманного отношения к природе»

Проект « Воспитание гуманного отношения к природе»      ...

Проект « Воспитание гуманного отношения к природе»

                                                      ...

"Воспитание гуманного отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания"

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов....

Система работы по воспитанию гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста

1. Воспитание гуманного отношения у детей среднего дошкольного возраста.2.Система работы по воспитанию гуманного отношения у детей среднего дошкольного возраста.3.Экспериментальное исследование по вос...