«ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ» НОМЕР ОДИН
статья (младшая группа) на тему
В ВВВ англоязычных странах для детей в возрасте от 1 до 3-ёх лет существует отдельное название – ТОДДЛЕР (toddler), и данный лингвистический факт отражает очень глубокий психологический смысл. Именно в этом возрасте ребёнок начинает ходить, говорить, а главное обретает собственную социальную и эмоциональную идентичность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ» НОМЕР ОДИН
В англоязычных странах для детей в возрасте от 1 до 3-ёх лет существует отдельное название – ТОДДЛЕР (toddler), и данный лингвистический факт отражает очень глубокий психологический смысл. Именно в этом возрасте ребёнок начинает ходить, говорить, а главное обретает собственную социальную и эмоциональную идентичность.
Возраст от одного до трёх лет не менее бунтарский период в развитии ребёнка, чем знаменитый подростковый «переходный возраст». Обе эти стадии характеризуются тем, что в подрастающем человеке исподволь возникает внутренняя жизненная сила, побуждающая его отталкиваться от родителей. И в том и в другом случае цель – независимость. И если подросток стремится перестать быть «ребёнком», то малыш - тоддлер стремится перестать быть «младенцем».
Тоддлер – свободная натура, жизненный девиз которых вполне гедонистский: делать всё, что приятно и интересно. В этот период жизни в ребёнке зарождаются стремление к творчеству, воображение, любопытство. И если он делает что-то плохо, то вовсе не потому, что он плохой.
Австралийская писательница Робин Баркер в книге «Могучий тоддлер» приводит список нелестных характеристик, которыми родители описывают поведение своих чад, вступивших в возраст тоддлерства:
- Привлекает к себе внимание самыми неприятными способами: закатывает истерики, хнычет…
- Жадный: не хочет делиться, злоупотребляет словом «моё»…
- Агрессивный: кусается, толкается, тянет за волосы…
- Асоциальный: слишком стеснительный или слишком замкнутый; не хочет играть с другими детьми; дерётся; отказывается поцеловать бабушку…
- Имеет несносные привычки: ковыряется в носу, кусает ногти, не вынимает соски изо рта…
- Склонен к навязчивым состояниям: требует рассказать одну и ту же сказку каждый вечер; никогда не заснёт без своего любимого зайца…
- Не понимает очевидной опасности: хватается за горячую плиту, пьёт жидкость для мытья посуды, режет ножницами электрический шнур…
- Испытывает непреодолимые трудности, сталкиваясь с новым и чужим: бунтует против появления маленького братика или сестрички; отказывается идти в ясли; в штыки принимают няню…
- Переменчивое настроение
- Безосновательная боязнь: собак, парикмахера, манекена в витрине, темноты…
- Отсутствие концентрации внимания, короткая память
- Никакого уважения к чужой собственности6 рвёт книги; ковыряет стены; стучит молотком по мебели
И так далее и тому подобное…
Для тоддлеров всё это более или менее естественно.
Объективные наблюдения, проведённые психологами, подтверждают, что если на младенца мама излучает в основном нежность и одобрение, то по отношению к тоддлеру её излучение составляют главным образом инструкции и запреты. Безусловно, многие «нельзя», обращённые к ребёнку, нужны для его же собственной безопасности. Кроме того, эти неизбежные «нельзя» важны для социализации тоддлера, то есть усвоения им, что такое хорошо и что такое плохо.
ОДНАКО, если со словом «нельзя» переборщить, оно вскоре превращается для ребёнка в пустой звук. Поэтому очень важно как можно больше ограничить круг того, что вашему ребёнку на самом деле нельзя. Сделайте ваш дом местом, где вашему ребёнку будет вольготно. Уберите стиральные и моющие средства в недоступные для него места, спрячьте фарфоровые статуэтки и хрустальные вазы в запирающиеся шкафы, поставьте заглушки на незанятые электрические розетки, покройте острые углы мебели пенопластом…
Нередкая ситуация с ребёнком: вы его за что-то ругаете, а он в ответ улыбается. Не впадайте в типичную ошибку и не принимайте эту улыбку за наглость. Зачастую он улыбается потому, что уверен: вы играете с ним в такую игру. Не стоит шлёпать или запирать его одного в комнате за проказы: это не только жестоко, но и бессмысленно. С другой стороны, не следует смеяться над поведением, которое вы хотели бы устранить или скорректировать. И не надо малышу угрожать, особенно если на самом деле вы не собираетесь приводить свои угрозы в исполнение.
У раннего тоддлера ещё не развита совесть, поэтому ваше «нельзя» может действовать пока вы стоите над душой: стоит вам исчезнуть из виду, как он немедленно принимается за своё. Переживание малышом кратковременного стыда с ПРЕДЛОЖЕННЫМ ВЗРОСЛЫМ ВЫХОДОМ из него играет важную роль в развитии эмоциональнойсферы и чувствительности растущей личности. А вот форсирование и затягивание стыда может нанести вред: вместо желаемой сознательности в ребёнке будет развиваться эмоциональный уход в себя, раздражительность и даже склонность к насилию.
Вспомните, как вы, взрослый человек, реагируете, когда что-то или кто-то приводит вас в замешательство? Пусть вы в самом деле трижды виноваты и готовы принести свои извинения, но если источник того, что вызвало ваше смущение, слишком долго давит на психику, не начинаете ли вы испытывать желание ускользнуть или даже взбунтоваться? Так же тоддлер – хоть и крохотный, но человечек…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-89738-1361300298.jpg)
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.
Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-608844-1426515018.jpg)
Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"
Данная статья предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313917-1381512795.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-915274-1491849545.jpg)
Консультация для воспитателей: « Экологического воспитание детей дошкольного возраста как один из приоритетных направлений ФГОС»
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/29/picture-629021-1430325911.jpg)
Консультация для родителей на тему «Основы безопасности жизнедеятельности детей раннего возраста. Ребёнок один дома »
В консультации размещён материал для родителей маленьких детей по ОБЖ.Ребёнок один дома....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/12/picture-1042589-1528819103.jpg)
Когда начинается первый переходный возраст у детей?
От переходного возраста-ни одна мама не застрахована.С ними мы встречаемся еще в раннем возрасте.Избежать их не удастся,но помочь с ними справиться ребенку вполне в наших силах....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1358637-1635366522.jpg)
Консультация для педагогов, работающих с детьми с РАС "Кризис переходного возраста"
Данная консультация поможет педагогам, работающим с детьми с РАС, разобраться с кризисными моментами, найти способы, наиболее эффективные для снятия повышенной тревожности у детей с РАС....