Советы родителям. Дети у экрана.
консультация по теме

Дараган Ольга Николаевна

Родителям о воспитании детей.В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей.

Экран становится главным воспитателем ребенка. По данным ЮНЕСКО, около 4-х часов в день,

 современные дети 3 – 5 лет смотрят на экран, что намного превосходит продолжительность

 общения со взрослыми. Такое времяпрепровождение устраивает не только детей, но и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_u_ekrana.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Дети у экрана

В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей.

Экран становится главным воспитателем ребенка. По данным ЮНЕСКО, около 4-х часов в день,

 современные дети 3 – 5 лет смотрят на экран, что намного превосходит продолжительность

 общения со взрослыми. Такое времяпрепровождение устраивает не только детей, но и родителей.

 Ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления,

 узнает что – то новое.Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечьза собой весьма

 печальные последствия  не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, дефицит движения,

 нарушение осанки),но и для его психического развития. 

Одно из них – отставание в развитии речи. 

В последнее время и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития:

дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. 

Как показали специальные исследования, 25% четырехлетних детей страдают серьезными

нарушениями в речевом развитии. 

Казалось бы причем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь.

Разве это не способствует речевому развитию? Оказывается, нет. 

Речь – это не подражание чужим словам и запоминание речевых штампов.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении,

когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он участвует в диалоге.

 Причем он включен в диалог не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями,

 мыслями и чувствами. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления,

 воображения, обладания своим поведением, средство осознания своих переживаний, себя в целом. 

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению,

 к концентрации на каком – либо занятии, отсутствии заинтересованности делом. Дети не задерживаются

 на каких – либо занятиях, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако их многообразие

 воспринимается поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Таким детям

необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на

 слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения.

Слышимая речь не вызывает у них каких – либо образов и устойчивых впечатлений. 

Еще один факт – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность

 и желание чем – то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Их практически ничего не интересует и не увлекает. 

Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Общение со сверстниками

становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить,

нечего обсуждать.

 Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых

 развлечений. 

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – детская жесткость

 и агрессивность. 

Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно

воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша,

 заменяет собой общение с близкими родственниками. Последствия этого влияния могут сказаться

значительно позже в самых неожиданных областях. 

Детский возраст – период формирования личности, он определяет дальнейшее развитие человека. 

Все высшие психические функции ребенка – интересы, переживания, представления образы –

первоначально существуют не внутри его самого, а в пространстве между ним и взрослым. 

При этом взрослый не навязывает ребенку свои представления, а вместе с ним строит его внутренний

 мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться

 незамеченными. Окружающие предметы не воздействуют на малыша непосредственно.

 Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно.

 Можно видеть деревья и цветы, но не знать, что они красивые. 

Внутреннюю, культурную суть вещей ребенок открывает только со взрослым, благодаря тому,

 что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие

 мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности.

Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, входят во внутренний мир

 ребенка, наполняет его. При поддержке и понимании взрослого малыш начинает пробовать

себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, свое Я. 

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном

общении с близкими взрослыми. Педагоги и психологи многократно показывали: дети,

 лишенные семьи, т.е. полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве,

существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители.

Но в наше время это распространяется и на нормальных «семейных» детей.

Это говорит о том, что подключать детей к информационной технике можно только тогда,

когда они готовы к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно

средством получения нужной информации, а не воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям детей подготовительной группы по подготовке детей к школе.

Материал выступления на родительском собрании. Дана краткая характеристика основных учебных направлений - математичексой начальной подготовки, развития графических навыков и обучения чтению....

Практические советы родителям детей 4-5 лет «Как учить детей правильно говорить»

Практические советы родителям детей 4-5 лет «Как учить детей правильно говорить»...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...

Консультация для родителей "Дети у экрана"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РЕБЕНОК У ЭКРАНА»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сид...

Консультация для родителей «Дети у экрана»

Влияние телевизора и компьютера на здоровье  детей....