Игротерапия "Радуга детства или вокруг нас столько удивительного"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Сермягина Валентина Юрьевна

 

Игротерапия «Радуга детства или  вокруг нас столько удивительного».

                                     "Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик"        

                                                                                                                                 Д. Б. Эльконин

      Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции не только отражают состояние ребенка, но и существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.

Поэтому формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это важно в период дошкольного детства – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Помимо этих проблем, существование комплекса личностных характеристик, является предпосылкой появления психосоматических заболеваний, которые в XXI веке заметно потеснили все остальные вследствие повышенного темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Исходя из этого, мы должны: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Поэтому можно выделить ряд задач:

  1. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  2. выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Игротерапия – несёт в себе следующие функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Функции перекликаются между собой и осуществляются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре и представляют собой обыгрывание какого-либо сюжета.  Игровая терапия является относительно молодой отраслью и ориентирует своё направление на работу с детьми. Цель игровой терапии — предоставить возможность дошкольнику «пережить» в игре волнующие его моменты при внимании, участии и поддержке взрослого. Играющие дошкольники в игре на сенсомоторном уровне не умеют показывать с помощью конкретных предметов являющимися символами чего-то другого, то, что они когда-либо переживали или испытывали. Такая связь может прослеживаться чётко, а иногда она может быть не слишком заметна.

В любом случае, игра предоставляет для малыша попытку пополнить свой опыт и с игрой связаны те моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать свою жизнедеятельность. Именно поэтому всё большее значение приобретает игровая терапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, стержень, которого — игра.

 

Интегрированное   занятие   «Вода и ветер»

 

Цель: Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации, развивать творческие способности, познавательный интерес, речь, воображение.

Материал: презентация «Вода и ветер», аудиозапись музыки (звуки моря и ветра), акварель, кисточки, баночки с водой, тряпочки, акварельная бумага А4.

Ход путешествия:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие, но сначала нужно отгадать загадки:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь.(ветер)

 

Угадайте, что это? Правильно – это вода и ветер.

А вы знаете, зачем нужна вода и ветер? (Ответы детей: «Без воды нельзя жить. Вода – дает жизнь всему живому,  без неё не могут люди, растения, животный, насекомые »,  «Ветер гонит тучи; без ветра не могут летать птицы и самолеты»)

 - Какая бывает вода?  (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная,  газированная и т. п.).

- Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

А вы знаете, какой бывает ветер?  (Ответы детей: «Ветер – теплый, холодный, сильный»)

Правильно, Вы много знаете о пользе воды и ветра.

Внимание на экран (Презентация «Вода и ветер», сегодня я хочу познакомить Вас, какая еще  бывает вода, и какой бывает ветер. Вода может принимать различные цвета и оттенки: голубая,  цвет морской волны, синяя, фиолетовая, зеленая, темно зеленая – это океан, море, озеро, пруд, лужа; красная, розовая, бордовая  – когда закат или восход; а еще вода бывает белая – это снег или туман.

А что мы можем делать с водой? (Ответ детей: плавать, нырять, играть, поливать, переливать, рисовать, варить, кипятить и т.д.) Правильно, поэтому воду надо беречь и бережно относиться к ней!

А вот ветер бывает теплым и холодным, слабым и сильным, порывистым. А что мы можем делать с ветром? (Ответы детей: играть – запускать воздушные шары, мыльные пузыри, летучих змеев, самолеты; сушить белье; летать на самолете, воздушном шаре)

Игра «Приветствие волны»

Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации.

Представим с вами, что природа ожила и хочет поговорить снами. Закройте глаза представьте, что мы с вами на берегу моря. Волны говорят с нами, они шепчут наши имена (включается музыка со звуками моря) Давайте сначала послушаем, как нас зовут волны, а теперь по очереди произнесем имя каждого. (Психолог произносит и показывает, как волны шепчут имя каждого то тихо, то громко). Дети по очереди называют, то тихо, то громко свое имя.

Физминутка: «Дождь»

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

Игра «Ветер, ветерок»

Цель: развитие внимания, координации движения

На ковре разложены обручи – «домики», количество которых меньше количества детей. Педагог – психолог проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.

Осень, осень у ворот

Кружит листьев хоровод.

Раз, два, три – летят листочки,

Раз, два, три – кружат листочки.

Скоро дождь, надо нам

Разбегаться по домам.

По окончании слов, дети занимают «домики». Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.

Упражнение «Ветер дует на того…»

Цель: способствовать поднятию эмоционального фона в группе, лучше узнать друг друга.

Дети находятся в кругу. Педагог-психолог начинает игру словами: «Ветер дует на того…»

Возможны варианты:

«Ветер дует на того, кто любит мороженное»;

«Ветер дует на того, у кого есть сестра»;

«Ветер дует на того, у кого светлые волосы» и т.д.

Дети, которым подходит высказывание, выходят в центр круга, жмут друг другу руки и возвращаются на свободные места.

Педагог-психолог: «А теперь послушайте музыку (включается музыка со звуками моря и ветра)

Прислушайтесь к своим чувствам, что вы чувствуете? Нарисуйте, что вы чувствуете на этих волшебных листах.

Ребята, посмотрите на свои волшебные рисунки, какие красивые и интересные получились у вас изображения. Давайте разместим на нашей выставке!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Удивительный мир вокруг нас".

Презентация на тему "Удивительный мир вокруг нас" (образовательная область "Познание")...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в младшей группе по теме «Поровну, столько же, не столько же.»

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в младшей группе по теме: " Поровну, столько же, не столько же"...

Проект "Удивительное вокруг нас"

Познавательно - творческий проект в средней группе...

конспект НОД по ФЭМП «Поровну, столько же, не столько же» для детей 3-4 лет по программе "Детский сад 2100"

Тема НОД: «Поровну, столько же, не столько же» (знакомство с новым)Направление образования и развития (образовательная область): поисково – исследовательская деятельностьЦель: формир...

декабрь 2023 Математика. Тема. ПОРОВНУ, СТОЛЬКО ЖЕ, НЕ СТОЛЬКО ЖЕ

цель:формировать понимание независимости количество предметов от их размерасоотносить внешний вид предметов с геометрическими фигурамирешение задач на сравнение...