Инклюзивное образование
консультация по теме

Кунгурова  Надежда Игоревна

Ни для кого не секрет, что в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере политики, экономики и культуры. А так же за последний период произошло много изменений и в системе образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Мир моих возможностей или инклюзивное образование» (СЛАЙД 1).

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Меня зовут Надежда Игоревна. Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Разрешите открыть наше родительское собрание, посвященное инклюзивному воспитанию и образованию. Я рада, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере политики, экономики и культуры. А так же за последний период произошло много изменений и в системе образования. Недавно появилось новое понятие -  «Инклюзивное образование».

В законе об образовании дано следующее определение – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ).

Иными словами, это  совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями (СЛАЙД 2). По ходу собрания я буду использовать термины «обычные дети» и «особенные дети». Как вы думаете, каких детей можно назвать особенными?

По мнению специалистов Института проблем инклюзивного образования г. Москвы к категории особенных детей относятся:

1. Одаренные дети

2. Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

3.Дети-аутисты.

4. Гиперактивные дети.

5. Леворукие дети.

6. Дети, поменявшие местожительства, дети мигрантов и иностранных граждан (СЛАЙД 3).

Перед нашей встречей вы принимали участие в анкетировании (приложение №1). Нам было очень важно узнать ваше мнение об инклюзивном воспитании и образовании. Взгляните, пожалуйста, на результаты анкетирования (СЛАЙД 4):

        55% опрошеных не готовы к появлению в группе такого ребенка.

        41% опрошеных не против, если такой ребенок будет расти и развиваться вместе с обычными детьми. Но при этом к категории особенных детей родители относят одаренных детей (66%), леворуких (8%), мигрантов (66%), а детей с ОВЗ или аутистов обходят стороной.

        5%  родителей затрудняются определенно ответить.

        Таким образом, мы видим, что большинство родителей не могут однозначно ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования. При анкетировании вам было предложено выделить отрицательные моменты, которые могут возникнуть в процессе общения между обычными и особенными детьми. Я предлагаю вам обсудить их.

1).  «Я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять особенного ребенка. Как объяснить своему ребенку, что это особенный ребенок?».

Ответ: дело в том, что дошкольный возраст - это как раз тот период, когда дети не придают значения физическим и психическим недостаткам друг друга.  Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним дружить и играть.  Я хотела бы вам предложить побыть в роли детей и поиграть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас Вам нужно будет бросать друг другу мяч, но говорить вслух, кому вы хотите бросить, нельзя. Вы можете только взглядом дать понять человеку, что именно ему вы хотите бросить мяч (поиграли).

Скажите, пожалуйста, во время игры вы заметили какую-нибудь разницу между друг другом? Почему? (Ответы). Потому что вы были Вы были увлечены игрой. Точно также и дети. В процессе игры, труда, наблюдений, опытов дети увлечены действием. Поэтому они не замечают особенности других детей. Им просто вместе интересно.

2). «Я боюсь, что может возникнуть конфликт между моим ребенком и особенным. Боюсь, что мой ребенок может обидеть его, и у меня будет чувство вины по отношению к родителям этого ребенка и самому ребенку. Потому что когда происходит конфликт между обычными детьми, мы можем сказать: «сами разберетесь», а с таким ребенком так себя вести нельзя».

Ответ: да, конечно. Но согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими. Мы, как родители, должны научить детей договариваться, избегать конфликтов и решать их самостоятельно, а также говорить друг другу приятные добрые слова.

Я бы хотела предложить вам еще одну игру, которая называется «КОМПЛИМЕНТ». Передавая игрушку по кругу, вы будете говорить друг другу что-то хорошее, приятное. А в ответ на комплимент, не забывайте друг друга благодарить.

Скажите, пожалуйста, вам приятно было получать комплименты, слышать о себе что-то хорошее? Вы старались найти плюсы и положительные стороны друг друга. Глядя на вас, и ваши дети будут стараться относится с уважением друг к другу, проявлять сопереживание и милосердие, использовать в речи только добрые теплые слова.

3). «Теоретически я не против, если в нашей группе будет ребенок СОП, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс воспитания обучения, не будет ли воспитатель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания».

Перед тем, как  ответить на этот вопрос, я хотела бы показать вам небольшой фрагмент из фильма, который является примером инклюзивного воспитания и образования в дошкольном учреждении (СЛАЙД 5 - фильм).

В этом фрагменте Вы увидели, что особенный ребенок ходит в обычную группу с обычными детьми. Проводя занятие, воспитатель взял ребенка на руки, его ручками делал все движения. А остальные дети, наблюдая, повторяли за ними. Таким образом, воспитатель нашел индивидуальный подход к данному ребенку, нашел способ, как включить его в совместную деятельность с другими детьми. И, в то же время, остальные дети не остались без внимания, также были включены в образовательный процесс.

Посмотрев вместе с вами этот фрагмент, я вспомнила слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Если я чем-то не похож на тебя, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю!».

Поэтому я предлагаю вам взглянуть на проблему инклюзивного образования с другой стороны. Какие положительные моменты, для обычных  детей, по Вашему мнению, возникнут в процессе общения с особенными детьми?

  1. Здоровый ребёнок станет добрее;
  2. Здоровый ребёнок научится помогать другим;
  3. Здоровый ребёнок получит опыт сочувствия, сострадания;
  4. Здоровый ребёнок научится быть терпимым;
  5. Это сблизит педагогов и детей;
  6. Это расширит представления здорового ребёнка о жизни общества.

(СЛАЙД 7).

(Скажите, какие качества личности…

Не стесняйтесь…

Как вы думаете…)

Скажите, пожалуйста, среди вас есть те, кто изменил свое мнение и отношение к инклюзивному образованию, и готовы к появлению особенного ребенка в вашей группе?

 В ходе нашей беседы вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании. Я надеюсь, что ваши тревоги и некоторые сомнения рассеялись.  Конечно, вопрос инклюзивного образования – это достаточно гибкий и деликатный вопрос. Но каждый из нас может сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к особенным детям. Я подготовила для вас брошюры. В этих брошюрах прописаны основные тезисы инклюзивного воспитания и образования. Возможно, кому-то из вас она поможет более подробно изучить данный вопрос и развеять часть своих тревог и сомнений. А у кого-то из вас возникнут новые вопросы, сомнения, в которых я с удовольствием помогу вам разобраться. Заглянув в брошюру, вы сразу освежите в памяти  суть нашей беседы. Огромное вам спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...