"Играем пальчиками-развиваем речь"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Сердюкова Галина Павловна

Развитие мелкой маторики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для родителей

"Играем пальчиками - развиваем речь "

 

Разработала  Галина ПавловнаСердюкова,

воспитатель второй младшей группы

 МАДОУ № 15 ст. Родниковской

         

2014

  Цель: 

- повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в играх с детьми;

           Задачи:

- познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка;

-     активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

-     познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

Ход.

           Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я хочу провести с Вами мастер-класс по теме « Играем пальчиками – развиваем речь».        

           Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

            Еще В. Сухомлинский сказал: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! ».

          Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

          Еще во II веке до нашей эры в Японии было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста, во всех дошкольных учреждениях Японии применяется пальчиковая гимнастика, поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, и посылают импульсы в центральную нервную систему человека.

           Ну а мы чем хуже японцев?

          Я подготовила для Вас комплекс пальчиковой гимнастики – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка  в их единстве и взаимосвязи.

         

Активизация родителей:

           - Сначала давайте немного разомнемся и сосредоточимся. Я буду задавать Вам вопросы, а Вы отвечайте словами «да» или «нет».

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток Вы любите, нет или да? (Да.)

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я Вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу Вас  я:

Активными все будем? (Да.)

          Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

          Дети будут слышать Ваши объяснения, видеть последовательность выполнения различных действий и затем выполнять задание сами.

          Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее один раз большим пальцем, поменяйте руки (20 раз).

2. Поочередно, начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг", начинаем с левой руки:

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым:

«Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение».

         

         Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

        Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы:

- положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз,

- стимуляция мыслительных функций и речи — это два,

- заряд положительных эмоций — это три.

        Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале Ваших с ребёнком игр.

        На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Проведение пальчиковой игры.

     -  Уважаемые родители, я попрошу Вас побыть в роли детей младшего дошкольного возраста и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-ворона».

Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной.

Первый этап. В игре «Сорока-ворона» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

Второй этап. Дальше, внимание, не всё так просто!

Описывая работу той самой «Сороки - вороны» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем – указательный, он отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

А сейчас повторим все вместе, приготовились.

Молодцы, хорошо постарались.

  -   Кстати, эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

– Конечно, пальчиковую гимнастику нетрудно найти в литературе и Интернете. Но можно и самим придумывать движения под ритм и содержание известной потешки. Основной критерий эффективности – положительный эмоциональный отклик ребенка.

- Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок или потешку, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело. Дополнительную информацию о пальчиковой гимнастике, своеобразии её целенаправленного использования для развития речи можно получить из буклетов.

(Вручение памяток, буклетов: «В помощь родителям», «Что надо знать о пальчиковой гимнастике?» и т. п.)

Рефлексия

       Завершающее упражнение "Благодарю! "

-  Дорогие родители,   предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят «БЛАГОДАРЮ!»

(психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте)

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полета!

Все это – дивное явленье –

Урок, рождённый вдохновеньем!

- Уважаемые родители!  Если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!» Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Буклет

Еще В. Сухомлинский сказал: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! ».

          Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это японская пальчиковая гимнастика для Вас!

1. Найдите глазами центральную точку ладони, нажмите на нее один раз большим пальцем, поменяйте руки (20 раз).

2. Поочередно, начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг", начинаем с левой руки:

- работа рук способствует психическому успокоению;

- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым:

«Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение».

         

Первый этап. В игре «Сорока-ворона» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

Второй этап. Дальше, внимание, не всё так просто!

Описывая работу той самой «Сороки - вороны» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть.

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца.

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы.

Затем - средний, он стимулирует работу печени.

Затем – указательный, он отвечает за работу желудка.

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой.

Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму!». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...