Педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей.
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Омельченко Ульяна Андреевна

Педагогическое сопровождение мальчиков из неполных материнских семей предполагает повышение компетентности матерей в вопросе воспитания ребенка в неполной семье, и сотрудничество матерей и воспитателей в работе по оказанию помощи мальчикам в общении и взаимодействии со сверстниками. Организация педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, обеспечит наиболее благоприятное пребывание детей в группе ДОУ, поможет мальчикам наладить представление о формах мужского поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план консультирования матерей, воспитывающих сыновей в неполной семье

Цель: информирование матери о возможных трудностях в воспитании мальчика в неполной семье.

Содержание

время

Общее время

Встреча №1.

Консультация с матерью ребенка об особенностях и основных проблемах в воспитании мальчика в неполной семье.   Информирование матери об основных проблемах во взаимоотношениях между матерью и ребенком в неполной семье.

1 час

2 часа

Встреча №2.

Консультация с матерью об индивидуальных проблемах общения и взаимодействия мальчика со сверстниками.

Рекомендации по устранению нежелательных особенностей во взаимодействии и общении ребенка со сверстниками.

1 час

В итоге мы предполагаем повышение компетентности матерей в вопросе воспитания ребенка в неполной семье, и сотрудничество матерей и воспитателей  в работе по оказанию помощи мальчикам из неполных материнских семей в общении и взаимодействии со сверстниками.

Задачи второго этапа педагогического сопровождения:

  1. Способствовать преодолению таких поведенческих проблем как агрессивность, замкнутость, эгоистические черты характера, заниженная самооценка, неуверенность в себе посредством организации индивидуальных занятий и коррекционных упражнений, направленных на нормализацию взаимоотношений и общения мальчиков со сверстниками;
  2. Создать условия для улучшения эмоциональных отношений мальчиков со сверстниками.

Для решения первой задачи второго этапа педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, необходимо организовать индивидуальные (в малых подгруппах) занятия и упражнения. Для этого должны быть проведены игры и упражнения на снятие негативных эмоций, повышение самооценки, коррекции личностных особенностей мальчика.

Для реализации второй задачи предполагается создание педагогом проблемных ситуаций и  ситуаций успеха, сопровождение в различных видах деятельности (игре, труде и др.), где мальчик из неполной семьи  сможет ощутить свою значимость и достойное положение в среде сверстников.



Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполной материнской семьи.

Организация педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей, обеспечит наиболее благоприятное пребывание детей в группе ДОУ, поможет мальчикам наладить представление о  формах мужского поведения.

Задачи педагогического сопровождения

Характеристики педагогического сопровождения

Формы организации педагогического сопровождения

Нормализация общения мальчика из неполной семьи со сверстниками

Общение со сверстниками

Беседы с ребенком

Ознакомление с мужскими профессиями, формирование представлений о труде мужчины дома

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «построй свой дом», «рыцари», «супергерои»;

Проведение бесед о мужской профессии, о характере мужчины

Регулирование межличностных отношений

Проблемные ситуации

Условная проблемная ситуация «мяч»;

п/с: «всеми любимая роль», «а я хочу играть по-другому!», «как договориться?», «строитель», «мозаика».

Коррекция нежелательных личностных особенностей мальчика.

(Подбираются в соответствии с личностными особенностями ребенка).

Коррекционные игры и упражнения

Агрессивность:

- акцентирование внимания на поступках, обсуждение их с ребенком.

- Игры и упражнения: «ящик с обидами», «два барана», «доброе животное», «прогулка с компасом».

Замкнутость:

- совместные настольные игры;

- Игры и упражнения: «паровозик», «закончи предложение», «маленький скульптор»;

Повышение самооценки:

«За что меня любит мама», «Я - лев!»,  «клеевой дождик», «комплименты».

Стимулирование мальчика к общению и взаимодействию со сверстниками

Продуктивная деятельность ребенка

Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»;

Налаживание позитивных отношений между воспитателем и ребенком.

Совместная деятельность ребенка с педагогом

Совместные игры, конструирование,



Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение мальчиков старшего дошкольного возраста из неполной материнской семьи.

направление

Формы организации педагогического сопровождения

содержание

Общение со сверстниками

Беседы с ребенком

Беседа, посвященная культуре общения со сверстниками и взрослыми: «О чем можно говорить», «как лучше говорить».

Проведение бесед о мужской профессии, о характере мужчины.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «построй свой дом»

Воспитатель предложит мальчику вместе с другими детьми построить дом, где мальчик будет хозяином дома. Ему надо будет нарисовать проект дома с архитектором, договориться со строителями, переехать в готовый дом вместе с семьей, обустроить дом.

Эта игра поможет наладить взаимоотношения со сверстниками, понять роль главы семьи.

Сюжетно-ролевая игра «рыцари»

Мальчики-рыцари защищают свой город от дракона. Дракон похищает принцессу. Мальчику-рыцарю надо пробраться через леса, горы, ущелья в замок дракона и спасти принцессу. По возвращении в город, жители приветствуют отважного рыцаря. Свадьба рыцаря и принцессы.

Эта игра поможет мальчику повысить самооценку, понять роль мужчины как защитника, заступника.

Сюжетно-ролевая игра «супергерои»;

Игра строится по принципу игры «рыцари», только в настоящее время.

Проблемные ситуации

Условная проблемная ситуация «мяч»

У Кати укатился мяч и ударился о ногу Никиты.

Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.

Как бы ты поступил в этой? Что ты скажете друг другу?

п/с: «всеми любимая роль»

(Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.)

Воспитатель: Какие у тебя самые любимые игры?

Давай поиграем в одну из твоих любимых игр в “Автобус” (воспитатель выбирает игру, исходя из интересов ребенка).

Ты кем хочешь быть в этой игре?

Ой, а я тоже хочу быть водителем! (воспитатель выбирает ту же роль, что и ребенок). Что нам с тобой делать? Как нам договориться?

Ребенок предлагает свои варианты.

А что если нам сделать двоих водителей автобуса: один водитель – управляет автобусом до конечной остановки, а второй – его сменит на обратном пути. Причем два водителя едут вместе. Так же веселее! Они могут разговаривать на различные темы, петь песни, рассказывать анекдоты.

Далее воспитатель проигрывает с ребенком данный вариант решения.

После этого воспитатель спрашивает ребенка, как еще можно решить ситуацию, когда дети хотят играть одну и туже роль.

Ребенок предлагает свои варианты.

Далее воспитатель вместе с ребенком приходят к общим вариантам решения ситуации:

  1. Можно по ходу игры меняться ролью.
  2. Можно по жребию определить, кто будет играть данную роль.
  3. Можно сделать волшебный цветочек, где лепесток “говорит” кому какая роль досталась.
  4. Можно устроить конкурс лучшей роли, где каждый сможет попробовать себя в ней.

п/с: «а я хочу играть по-другому!»

(Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.)

Воспитатель: А ты когда-нибудь ездил на такси? (если ребенок отвечает “да”, то воспитатель просит его рассказать, что он знает про такси; если отвечает “нет”, то воспитатель сам рассказывает).

А давай поиграем в “Такси”?

Ты кем хочешь быть в этой игре?

Ребенок выбирает, например, роль водителя.

Тогда я буду пассажиром. А что в игре у нас будет происходить? Что мы с тобой, как водитель и пассажир, будем делать?

Ребенок предлагает свой вариант содержания игры.

Воспитатель выслушивает ребенка и предлагает свой вариант.

Что же нам делать? У нас с тобою разные варианты игры? Ты хочешь так, а я так. Давай подумаем, как нам поступить, чтобы никого не обидеть.

Ребенок предлагает свои версии.

Далее, воспитатель вместе с ребенком приходит к общим вариантам решения ситуации:

1.        Можно сначала поиграть в один вариант игры, а потом – в другой.

2.        Можно выбрать в какой вариант игры играть с помощью жребия.

3.        Можно объединить два варианта игры.

4.        Можно что-то взять из одного варианта игры, а что-то из другого.

Воспитатель с ребенком выбирают любой вариант решения ситуации, и его проигрывают.

п/с: «как договориться?»

(Деркунская В.А., Харчевникова А.Н.)

Воспитатель: А ты знаешь, кто такой настоящий мужчина?

Ребенок отвечает.

Давай поиграем в игру “Настоящий мужчина”. Ты будешь показывать и рассказывать, как себя должен вести настоящий мужчина. А я буду режиссером и “снимать” тебя на камеру.

По ходу игры воспитатель подсказывает ребенку качества настоящего мужчины, как он должен себя вести, разговаривать как с представителями своего пола, так и с противоположным. А как ты думаешь, настоящий мужчина должен уметь договариваться с другими людьми?

Ребенок отвечает.

Что значит договариваться?

Воспитатель вместе с ребенком отвечают на этот вопрос и приходят к общим выводам.

Договариваться - это:

1.Уметь выслушать другого.

2.Не обижаться по пустякам, не кричать.

3.Спокойно высказывать свое мнение, свои идеи.

4.Не ссориться и не драться.

5.Уметь уступить.

6.Вежливо общаться.

Умение прийти к общему решению.

п/с: «мозаика»

(Смирнова Е. О.,
Холмогорова В. М., 2005)

В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.

После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

п/с: «строитель»

(Смирнова Е. О.,
Холмогорова В. М., 2005)

В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-то у тебя странный дом получается, таких не бывает».

Коррекционные игры и упражнения

Агрессивность:

«ящик с обидами»

(Коротаева Е.В., 1997)

Эта игра позволит ребенку посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет.

Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

«два барана»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту».

Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«доброе животное»

(Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит' А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад.

Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«прогулка с компасом»

(Коротаева Е.В., 1997)

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязьщают глаза.

Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «комцасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и

полагались на своего партнера.

Замкнутость:

-совместные настольные игры;

Особенность проведения таких игр с замкнутым ребенком - в них обязательно должны играть несколько детей. Например «пазлы в парах» собрать в парах как можно быстрее.

В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.

 «паровозик»

Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего - «паровозика», который показывает определенные движения (без слов). Дети - «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он

изображает.

Эта игра помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.

«закончи предложение»,

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я смогу...

Я добьюсь...

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в свои силы.

«маленький скульптор»;

Упражнение выполняется в паре. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, можно фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После игры дети обменивается замечаниями, правильно ли понят замысел. Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.

Повышение самооценки:

«За что меня любит мама»,

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей.

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

«Я - лев!»,  

Цель: повышение у детей уверенности в себе.

Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен.

Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

«клеевой дождик»,

Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки.

«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять».

Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

«комплименты».

Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Продуктивная деятельность ребенка

Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»;

(Крючкова З.М.)

Сначала нужно рассказать ребенку, что нельзя бояться ошибок и неудач. Ведь каждый день новые задачи, которые невозможно выполнить без ошибок. Не надо расстраиваться, обвинять себя или других, а терпеливо их исправлять. От этого мы становимся уверенней в себе и сильнее. Что значит "на ошибках учатся"? Ошибки помогают понять, что сделано не так, чтобы в следующий раз поступить правильно. Если трудно или непонятно - надо обратиться за помощью к взрослому или другим детям, которые, возможно уже сталкивались с этим.

После беседы поговорите об известных вам способах преодоления трудностей, пусть дети попробуют их придумать сами или вспомнят, какие они уже использовали в своей жизни. Пусть дети нарисуют их. Это поможет мальчику из неполной семьи научиться вступать в контакт, приоткрыть другим свой внутренний мир, сделает его более уверенным в себе.

Совместная деятельность ребенка с педагогом

Совместные игры, конструирование

Данный вид деятельности поможет воспитателю и ребенку больше сблизиться, установить доброжелательные отношения и благоприятную эмоциональную связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода

Планирование психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Неделя осторожного пешехода...

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

План психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Наш дом - Земля

План психолого - педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста. Тема. Наш дом - Земля...

Проект педагогического сопровождения мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных материнских семей в условиях ДОУ.

Под педагогическим сопровождением мальчиков старшего дошкольного возраста из неполных семей мы понимаем комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи ребенку и его семье, которые пре...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...