Главные вкладки

    Материал (старшая группа) по теме:
    Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".

    Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rech_detey.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект родительского собрания

    на тему: «А как речь говорит, словно реченька журчит»

    или «Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте».

    Воспитатель: Абаимова Л.Н.

    Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

    Вступление. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «развития речи наших детей»

    Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

    Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

    Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

    И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

    Если «да»:

    (Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

    Если «нет», не задумываемся:

    (очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

    Основная часть:

    - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

    (воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

    Речь должна быть

    Проблемы наших детей

    • Грамотной
    • Понятной
    • Выразительной
    • Осмысленной
    • Богатой
    • ..........
    • ..........
    • ..........

    Это идеал. А что же получается на самом деле?

    В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

    Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

    односложная

    Состоящая из одних простых предложений речь

    бедная речь

    Недостаточный словарный запас

    Слова – «паразиты»

    Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

    грамотные вопросы

    Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

    составление рассказов

    Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

    не могут логически объяснять

     

    речь не выразительна

    Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

    плохая дикция

    Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

    (эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).

    Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

    Что же делать? Мы приготовили папку-ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.

    Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

    1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
    • Составлению творческих рассказов
    • Составлению рассказов по картине, по серии картин
    • Пересказам

    А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем)

    1. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Апрель» (продемонстрировать схему для запоминания стиха) 
    2. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
    3. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
    4. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

    С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов – получает приз. Я задаю вопросы – дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.

    Например (показываю книгу, и играем немного с родителями)

    В своей практике давно использую такой вид игры – ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикнет – штраф (отдает жетон)

    Что дома делать надо:

    1. В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
    2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) 
    3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут

    (пример из практики)

    1. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
    2. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
    • Ты самый любимый!
    • Ты очень многое можешь!
    • Что бы мы без тебя делали?!
    • Иди ко мне!
    • Садись с нами!
    • Я помогу тебе.
    • Я радуюсь твоим успехам
    • Расскажи мне, что с тобой

    И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» (в рамках выступления на родительском собрании)

    План выступления учителя-логопеда:I Структура логопедической работы:- лексико-грамматические занятия;- занятия по развитию связной речи;- занятия по звукопроизношению;- индивидуальная работа с д...

    Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

    Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

    Консультация для родителей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь».

    Консультация рекомендована родителям детей старшего дошкольног возраста. В ней подобраны игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:...

    Экскурсия как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач....

    Конспект родительского собрания на тему: «А как речь говорит, словно реченька журчит» или «Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте».

    Конспект родительского собранияна тему: «А как речь говорит, словно реченька журчит»или «Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте»....

    Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

    Родительское собрания «Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста»...