Консультации для родителей и педагогов
консультация на тему

КОРНИЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л.Н.Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего -  страшное расстояние».

Познание окружающего мира начинается с ощущения и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №29 «Маячок»

города Волжска Республики Марий Эл

Творческий отчет

по теме:

« Роль сенсорного воспитания в развитии умственных способностей детей»

Подготовил воспитатель:

Корнилова Наталья Алексеевна

«Ум ребенка – на кончиках пальцев».

Сухомлинский В.А.

Очень часто родители, уделяя внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница, - считают они, - раньше или позже малыш пойдет, раньше или позже начнет играть в кубики, раньше или позже начнет читать? Чего с этим торопиться? Придет время – научится всему».

В действительности это далеко не так.

Если жизнь ребенка сведена к одному существованию (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Лишая ребенка своевременного и полноценного развития в дошкольном детстве, родители тем самым обрекают его на громадные затраты сил и времени при дальнейшем обучении и на низкий конечный результат.

Вот почему надо начинать всесторонне развивать ребенка как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы  папы и мамы, дадут богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л.Н.Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего -  страшное расстояние».

 Мы окружены предметами. Всю жизнь мы опознаем, классифицируем, оцениваем и используем предметы. Почти все, что мы ценим, чем любуемся, чего пугаемся, по чему скучаем, - предметы.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его  понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них.

Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Когда мы сталкиваемся с каким – либо затруднением, которое надо преодолевать, мы начинаем думать, размышлять. Иными словами, мыслительная деятельность – это всегда решение задачи, заключающей в себе вопрос, ответ на который находится не сразу и не непосредственно.

Решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса.

Умственное развитие дошкольника осуществляется в процессе  деятельности: вначале общения, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Познание окружающего мира начинается с ощущения и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Я продолжаю заниматься этой темой, потому что это активизирует и развивает мышление  ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье.

Так как я постоянно работаю с детьми раннего возраста, то считаю, что основным методом сенсорного воспитания является обследование предметов с целью определения их свойств. Обследование предметов – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Руководствуясь разработками Пилюгиной Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» и Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», а также пользуясь разработками Турловой Н.В. «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» (Йошкар – Ола, 2004 год) – игры с водой и песком, провожу игры – занятия с детьми.

Так же я изучаю и читаю различные журналы: «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Игра и дети», приложение к журналу «Обруч» и др. Записываю игры и новинки направленные на сенсорное развитие. Использую  в работе печатную продукцию (книги для детей по ознакомлению с окружающим, книги с потешками, настольно-печатные игры). Насыщаю группу предметно – развивающими предметами и играми, которые изготавливаю сама и при помощи родителей.

По завершении адаптации стала проводить соответствующие занятия.  Дети моей группы маленькие, но очень любознательные. Любознательность – качество присуще ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, все потрогать, привести в действие. Поэтому первые занятия были направлены на  развитие устойчивой и целенаправленной деятельности с предметами. Например, «Надень колечки на стержень», «Прокати колечко», «Прокати шарик по трубочке», «разбери и собери башенку, пирамидку» - эти занятия дают возможность научить детей играть одной игрушкой 3-5 минут и результативно выполнять с ней действия.

Постоянно дети знакомились с различными предметами и их качествами. Например,  в игре с «Открывающимися бочонками» ставилась задача обратить внимание на то, что бочонки имеют разную величину. Познавательное  содержание не велико, но отражает качество предмета, сложное отношение величины между одинаковыми предметами.

Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности.

Усвоенные в процессе игровых действий качество и отношение закреплены в словах «большой – маленький», «больше – меньше».  Вызвали интересы игры: «Соберем грибочки в ведерки», «Нанизывание больших и маленьких колец», «Складывание двухместной матрешки»,  «Размещение вкладышей разной величины в отверстия соответствующей формы». Задача была такая же, но меняется игровой материал.

На закрепление соотносить предметы по величине подбираю игрушки с этим учетом (кубики, мячи, рули, куклы – большие и маленькие).

Занятия по ознакомлению с цветом требует особого внимания, т.к. цвет нельзя обследовать рукой, жестом, как при ознакомлении с величиной и формой.

Для ознакомления детей с цветом предметов и различия цвета проводятся игры – занятия: «Разноцветные палочки», «Спрячь игрушку», «Спрячь мышку», «Воздушные шары»,  «Улетающие шары», «Цветные пирамидки», «Грибочки», «Сенсорный стульчик» и другие игры. Дети учились различать цвет, употребляя слова: «цвет», «такой», «не такой», «одинаковые». В каждой дидактической игре ставится не одна цель и поэтому одной игрой можно достигать и другие цели.

Практика показывает, если ограничиваться только специальными занятиями по сенсорному воспитанию, то это ведет к узкому кругозору детей. Поэтому задачу выделения цвета включила в игровую и двигательную деятельность. При помощи родителей в группу были сшиты подушечки, ленточки, платочки, флажки и даже прихватки основных цветов. А так же палочки, ведерки, раздаточный материал, шары пластмассовые, овощи и фрукты.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятия звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритм, тембр и др.). Для этих целей постоянно пополняется уголок музыкального развития детей. Различные шумелки, шуршалки, погремушки, барабаны, бубны, колокольчики, сделанные родителями и педагогом.

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности - умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твердый, тяжелый и др.) и правильно называть их. Для детей нашего возраста по программе  воспитания и обучения это еще рано, но для ознакомления с качествами материала я сделала дидактический материал: «Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов», «Набор полосок из материалов с разными тактильными поверхностями».

Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Радина Е.И., являются одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющего в процессе предметной деятельности. Поэтому ежедневно предлагаю детям, какие – либо упражнения на развитие мелкой моторики: «Сухой бассейн», «Шнуровка», и др.  

Все виды деятельности неразрывно связаны с речью, не только педагога, но и самих детей. Овладение речью дает возможность ребенку получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснения воспитателя и др.). Я собрала разные потешки в один альбом, которым пользуюсь и на занятиях, и в свободные часы. Часто пользуемся для развития речи детей пальчиковыми играми, которые им нравятся из–за смены действия и движения. Чем активнее и точнее движения пальцев маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Ведь ум ребенка в раннем возрасте сосредоточен именно на кончиках пальцев!

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи и умственной способности находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Различные виды продуктивной деятельности в комплексе с программными задачами последовательно увеличивают познавательные процессы ребенка. Анализирующие средства уже функционирует не изолированно друг от друга, а формируется в сложную  умственную деятельность.

Сознавая, что проблемы сенсорного воспитания невозможно решить без единства с семьей, уделяю внимание работе с родителями. Проводим индивидуальные беседы, групповые собрания на которых рассказываю родителям о занятиях с детьми, о роли игрушки в жизни ребенка.

Конечным итогом своей работы – считаю создание сенсорной группы или комнаты, где  могли бы играть и заниматься  дети разных возрастов. Где были бы собраны и использованы различные виды оборудования, материалы для обследования, предметы и игры.

Заключение

Простота и ясность мысли, способность превращать «сложное в простое», синтетическая сила ума, глубокий анализ ситуации, проблемы с какой-то определенной точки зрения, в свете определенных идей, гибкость и свобода ума, способность к предвидению и решительность, цельность восприятия и сила направленности личности, эмоциональная насыщенность, богатство речи и упорство – этими качествами обладают умные люди.

… «Вам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и …умнеет».

Список использованной литературы:

  1. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. – М.: Просвещение, 1988 год.
  2. «Занятия по сенсорному воспитанию» Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983 год;
  3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Венгер Л.А. – М.:Просвещение, 1978 год;
  4. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С., Кононова И.М., Новоселова С.Л. – М.:Просвещение, 1985 год;
  5. «Дошкольная педагогика» Учеб.пособие для учащихся пед. училищ по спец.2002 «Дошк. Воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. Учреждениях»/ Ядэшко В.И, Сохин Ф.А., Ильина Т.А и др.; Под ред. Ядэшко В.И, Сохин Ф.А. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
  6. «Психология»: учебник для студ. сред. пед.учеб. заведений/ДубровинаИ.В., Данилова Е.Е.,  Прихожан А.М.; под ред. Дубровиной И.В. – 4-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «академия»,2006. – 464 с.
  7. «Психология»: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк.воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
  8. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»: Практические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с .: ил.(Развитие и воспитание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...