Развитие речи на занятиях по конструктивной деятельности
консультация по теме

Развитие речи на занятиях по конструктивной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mamina_konsultatsiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                               КОСУЛЬТАЦИЯ

Формирование речи и продуктивная деятельность ( изобразительная и конструктивная) осуществляются на разных занятиях. Это сдерживает развитие творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Поскольку у них практически полностью отсутствуют словесные формы общения, начатки фразовой речи, они испытывают дополнительные трудности при переходе от манипуляции с  материалами к продуктивной деятельности.

На наш взгляд, данная проблеме может быть решена, если тематику занятий по изобразительной и конструктивной деятельности, проводимых воспитателем, согласовать с содержанием работы учителя-логопеда.

Для реализации на групповых занятиях задач речевого развития в процессе продуктивного творчества нами была разработана новая тактика обучения (методы и приёмы работы). Распределение занятий с младшими дошкольниками по разделам программы изменилось, но при этом общее количество соответствует утверждённому плану образовательной работы. Это стало возможно благодаря использованию универсального конструктора, разработанного Г.В. Урадовских. Например, занятия по конструированию из его деталей проводятся вместо аппликации (изобразительный цикл). Конструирование из бумаги проводится раз в неделю вместо одного из трёх плановых речевых занятий.

Освоение технических приёмов всех видов продуктивной деятельности является трудоёмким занятием, особенно для младших дошкольников. Совместное творчество педагогов и детей, использование доступным малышам технических приёмов позволяет с первых дней обучения создавать в конструктивной и изобразительной деятельности   многопредметные композиции,  преобразовывать и усложнять их от занятия к занятию.

Развитию творческих способностей  дошкольников способствуют  также задания, направленные на преобразование многопредметных  композиций. Например, дети в течение  изменяют пейзажную композицию в соответствии с сезонными явлениями природы  и собственными представлениями о них. Коллективная работа над композицией способствует решению не только изобразительных задач, но и развитию речевой деятельности, произвольных и не произвольных форм общения.

Особой простотой отличаются приёмы работы с мягкой бумагой: сминание; разрывание на полоски разной длинны и ширины.  С помощью этих действий дети создают элементы (детали), из которых конструируют плоскостные или объемные композиции.

Учитывая образность мышления младших дошкольников и их минимальный опыт во всех видах продуктивной деятельности, мы разработали трафареты – контурные изображения посуды, одежды, объектов растительного мира, транспортных средств и зданий. Серии трафаретов помогают постепенно  осваивать все этапы изображения (конструирование) различных объектов. Например, при  обучении рисованию лиственных деревьев дети сначала получают трафареты деревьев со стволами и ветками и должны дорисовать на них листья. Затем задание усложняется:  на трафаретах деревьев изображены только стволы, и дети должны не только листья, но и ветки.

Способствуют развитию творческого процесса и фоновые картинки – схематичное изображение одного или нескольких объектов, объединенных единым сюжетом и незавершенную композицию.

Богатые возможности работы с фоновыми картинками раскрывают перед детьми к концу учебного года, после того как они выполнили всю серию преобразований, включая всё одни и те же  объекты в разные контексты, видя возможности изменения одной и той же композиции.

Коллективная форма организации детской продуктивной деятельности предоставляет педагогу дополнительные возможности  для решения речевых задач ( обогащение пассивного и активного словарного запаса, освоение грамматического строя и фразовой речи),  запланированных учителем-логопедом,  который помогает воспитателю, подбирая для занятий литературный материал ( рассказы, стихи, песни, загадки) и составляя вопросы, формулировка которых помогает  детям на них отвечать. (Например, вопрос «Яблоко, по цвету какое?» нацеливает ребёнка на правильный ответ).

Работа по формированию у дошкольников умения отвечать на вопросы строится в определённой последовательности:

- от ребёнка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвёл с ним необходимое действие;

- произнесение слова вместе с воспитателем (сопряжённая речь);

-самостоятельный ответ словом;

- составление предложений из двух-трёх слов;

- использование в речи распространенных предложений из трёх-четырёх слов.

В конце занятия воспитатель подводит итог, рассказывая о последовательности действий, выполненных детьми, и приглашает их к обсуждению результата работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование лексико - грамматического строя речи детей в процессе конструктивной деятельности"

В современном мире воспитания и обучения детей дошкольного возраста центральное место занимает ворпос развития связной речи. Каждый педагог задает себе вопрос: "Как грамотно "построить" образова...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формированию элементарных математических представлений) (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности)

Цели деятельности: развитие познавательной, коммуникативной, двигательной и эмоциональной сферы.Программное содержание:Продолжать обучать детей считать в пределах 5, знакомить с порядковым значе...

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание». Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Тема: «Загородки и заборы».

Конспект открытого просмотра непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Тема: «Загородки и ...

Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование  процессом направляемым, расширить содерж...

Семинар-практикум «Развитие речи на занятиях по изобразительной деятельности»

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.На занят...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...