ТВОРЧЕСТВО ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ
консультация на тему

Темнова Светлана Борисовна

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСТВО ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ

«Рисую музыку»

       Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времен года»  Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных» К.Сен-Санса) или произведения для детей русских или советских классиков: А.Римского-Корсакова, И.Мусоргского, П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Кабалевского.

     Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение – так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

     Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

     Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует своего отображения одних, а громкая, призывная – совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

«Определи форму»     

     Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения – повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений. Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушиваться в исполняемую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

     Если музыкальное произведение, небольшое по объему, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную и обозначить ее графически, например – круг.

     Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это может выглядеть как квадрат и треугольник.

     Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале – относим это произведение к трехчастной форме  и обозначаем как квадрат, треугольник, квадрат.

     Послушайте с ребенком яркую фортепьянную пьесу, например,  из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и попытайтесь определить форму этого произведения.  Предложите ребенку выбрать из трех схем соответствующую форме произведения.

     А теперь попросите ребенка сочинить небольшое произведение, используя для этого любую из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трехчастную (изобразите графически). Играть удобнее на ударных инструментах. С их помощью легко сочинить и озвучить любой ритмический рисунок.

     Примечание. Собственная фантазия и находчивость в случае необходимости поможет вам заменить маракасы, бубны, кастаньеты, треугольники и другие  ударные имеющимися в вашем доме кубиками, ложками, палочками, стаканчиками, в общем всем, что может шуметь, греметь и по чему можно с удовольствием постучать.

«Подбери инструмент»

     Пропойте с ребенком любимую его песенку. Положите перед малышом несколько музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку, свистульку.

     Предложите украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

     Подобные задания предоставляют ребенку необходимую для него возможность творческого самовыражения.

«Нарисуй песню»

     Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

«Какую линию выбрать?»

     Взрослый предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную, прямые, изогнутые – под решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Музыка для игрушки»

     Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки (например, тигренок, ежик, кошка, кукла, собачка и т.п.). Взрослый включает аудиозапись (можно исполнить музыкальное произведение на фортепиано). Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.

ТВОРЧЕСТВО ПРИ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ

«Рисую музыку»

       Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребенком такое интересное задание. Прослушайте любое музыкальное произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (например, фрагменты из «Времен года»  Вивальди, некоторые музыкальные картинки «Карнавала животных» К.Сен-Санса) или произведения для детей русских или советских классиков: А.Римского-Корсакова, И.Мусоргского, П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева, Д.Кабалевского.

     Проанализируйте с ребенком, каким был характер музыки в начале. Менялся ли он? Отрывистые или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке? Были ли повторяющиеся части? Как закончилось произведение – так же, как начиналось, или по-другому? Какие настроения и переживания оно разбудило?

     Теперь предложите ребенку передать свои впечатления каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает музыку. Пусть не боится фантазировать и старается искренне, выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

     Впрочем, можно сделать аппликацию, коллаж, слепить что-нибудь. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Ведь нежная, прозрачная музыка требует своего отображения одних, а громкая, призывная – совсем других изобразительных средств. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может, просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

«Определи форму»     

     Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения – повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут повторяться мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведений. Чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушиваться в исполняемую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

     Если музыкальное произведение, небольшое по объему, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную и обозначить ее графически, например – круг.

     Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это может выглядеть как квадрат и треугольник.

     Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале – относим это произведение к трехчастной форме  и обозначаем как квадрат, треугольник, квадрат.

     Послушайте с ребенком яркую фортепьянную пьесу, например,  из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и попытайтесь определить форму этого произведения.  Предложите ребенку выбрать из трех схем соответствующую форме произведения.

     А теперь попросите ребенка сочинить небольшое произведение, используя для этого любую из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трехчастную (изобразите графически). Играть удобнее на ударных инструментах. С их помощью легко сочинить и озвучить любой ритмический рисунок.

     Примечание. Собственная фантазия и находчивость в случае необходимости поможет вам заменить маракасы, бубны, кастаньеты, треугольники и другие  ударные имеющимися в вашем доме кубиками, ложками, палочками, стаканчиками, в общем всем, что может шуметь, греметь и по чему можно с удовольствием постучать.

«Подбери инструмент»

     Пропойте с ребенком любимую его песенку. Положите перед малышом несколько музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку, свистульку.

     Предложите украсить песню, сопроводив каждый из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

     Подобные задания предоставляют ребенку необходимую для него возможность творческого самовыражения.

«Нарисуй песню»

     Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его передать содержание любимой песни при помощи рисунка.

«Какую линию выбрать?»

     Взрослый предлагает ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную, прямые, изогнутые – под решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

«Музыка для игрушки»

     Перед ребенком разложены имеющиеся у него игрушки (например, тигренок, ежик, кошка, кукла, собачка и т.п.). Взрослый включает аудиозапись (можно исполнить музыкальное произведение на фортепиано). Ориентируясь на характер звучания (нежный, медленный или быстрый, стремительный), ребенок подбирает игрушку. Сделав выбор, он должен объяснить, почему к данной музыке подходит именно эта игрушка, а не другая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного занятия по развитию музыкально-двигательного творчества при восприятии классической музыки на тему "Лесная прогулка" для детей старшей группы.

В занятии представлены творческие задания по созданию двигательных импровизаций старшими дошкольниками на тему прогулки в весеннем лесу. Музыкальный материал представлен высокохудожественными классиче...

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»

В этом  методическом материале раскрывается игровой подход , как  возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...

Творчество при восприятии музыки

Творчество при восприятии музыки«Я рисую музыку»Музыка по своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком такое интересное задание. ...