«Организация совместных праздников с родителями»
материал (старшая группа) на тему

Цыкина Ольга Борисовна

Цели :

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx506.46 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из личного опыта на районном методическом объединениивоспитателей и старших воспитателей

на тему:

«Организация   совместных праздников

с родителями»

Цыкина Ольга Борисовна

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ детский сад №18 р.п. Мухен

                                                         2013г.

                                      «От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на  обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка".

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2008 году, набрав очередную группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

      С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи».

Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

      Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни добрых дел;

- общие и групповые родительские собрания;

- Дни открытых дверей;

- родительские гостиные;

- консультации;

- работа с родительским комитетом группы;

- оформление фотомонтажей;

- семинар – практикум;

- тренинги;

- утренние приветствия;

-мастер классы;

- совместные экскурсии;

- дни общения;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- беседы с детьми и родителями;

- семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ,или фотостенд, или видео-слайды, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

«Дорогие папы, мамы-

Вас за труд благодарим

Потому, что вместе с вами

Все проблемы мы решим!»

«Уважаемые наши родители!

Благодарность нашу примите вы

Потому, что лишь с помощью    вашей

Детский сад лишь становится краше».

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- фотомонтажи «Из жизни группы», «Вот и лето прошло», «Мы и природа»,

- фотовыставки «Мамочка милая, мама моя», «Познакомьтесь – вот мой папа»,

- папки раскладушки,

- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

- копилка Добрых дел.

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

- папки - передвижки «Здоровый малыш», «Гигиена вашего ребенка»,

- библиотека – передвижка,

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

- праздники «Голубой огонек»,«Ну-ка, елочка, зажгись», «День рождения», «День Матери»,«Праздник воздушных шаров»,«День Победы»,  "Новоселье группы".

- развлечения «День Нептуна», «Проводы зимы», «День смеха»,

- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

- Праздничное шествие ко «Дню защиты детей»;

- спортивное развлечение ко дню Защитника Отечества «Веселые и смелые»;

в нашей группе состоялся спортивный праздник, посвященный Дню защитника отечества. В назначенное время на старт вышли две команды: команда детей «Звездочка» и команда родителей «Созвездие». Несмотря на первоначальную скованность и стеснение команды «Созвездие», уже на этапе разминки, обе команды задорно прыгая и дружно взявшись за руки, почувствовали в себе спортивный задор. Сложные и интересные эстафеты только подстегивали желание победить в обеих командах. Не остались равнодушными болельщики, и даже независимое жюри, которое присуждало командам баллы за каждый пройденный этап соревнований. В сложной спортивной борьбе победила команда “Звездочка», но неунывающая команда «Созвездие» проявила настойчивое желание продолжать состязание, на проведение подобных мероприятий в дальнейшем. После соревнования дети и родители были приглашены на дегустацию настоящей солдатской каши. С уверенностью можно сказать, что спортивный праздник удался на славу.  Такие совместные мероприятия идут на пользу  и детям и  их родителям.  

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного волнительно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Мамины посиделки».

Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

При подготовке к празднику оформила плакаты:

«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.

С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.

Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки).

Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

Традиционным стало проведение праздника книги под названием  «Открой детям книгу».

У многих дома есть книги, однако современные дети не всегда понимают, что интересными могут быть не только компьютерные игры и просмотр мультиков.      На праздник к детям приходят работники библиотеки. Они знакомят детей с новыми яркими, красочными книгами:   книгами - панорамами, вырезными книгами, "говорящими" книгами. На празднике всегда  разыгрываются театрализованные сценки с участием книжных героев, костюмы которым готовят родители. А сколько познавательных и воспитательных моментов таит в себе книга. После одного такого праздника родители сделали детям группы подарок – подписку на журнал "Расти  с Хабаровском". Очередной номер, которого дети ждут с нетерпением.

Участие семей в конкурсах на лучшую    поделку из природного материала к празднику "Осени", не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение  Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Прошел у нас и летний фестиваль под названием «Все дело в шляпе». Перед родителями с детьми стояла задача не только сделать оригинальный головной убор, но и подготовить презентацию, соответствующую образу шляпки. С большим интересом и выдумкой каждый родитель сделал свои модели. Их творческой фантазии не было границ, шляпки и панамки из конфет, фруктов, экологическая шляпка из полиэтиленовых пакетов, шляпка оригами и шляпка-озеро и даже автошляпа. Проходя по красной дорожке (подиуму), дети демонстрировали свои шляпы, рассказывая о них стихами, песенками, рассказами. На празднике царили нетерпение и гордость, смущение и радость. В финале маленькие модели прошли еще раз по Красной дорожке, продемонстрировав свои творческие работы. Жюри подвело итоги и наградило всех участников конкурса сладкими подарками и грамотами.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же. Благодарность родителям я отражаю не только на родительской доске или вручая грамоту, но и через нашу садовскую газету «Дошколенок», поселковую «Вести Мухена» и районную «Наше время».

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог – уютная отремонтированная группа   с красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. (Я выступала  на прошлом методическом объединении с проектом «Умелые ручки» от 11.02.2013г.).

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Результатами нашей работы по организации совместных праздников с родителями стало и то, что наши дети стали активными участниками поселковых мероприятий, организуемых МУК СКЦ «ЛАД», с которым мы сотрудничаем не один год, это фестиваль – конкурс детского художественного творчества «Маленькая страна»,Фестиваль «Театральные встречи», а также  участие в районном фестивале «Пусть всегда будет мама», посвященного Международному Дню Матери.

Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути,  сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля по­зитивного общения в семье, реализация планов по органи­зации совместных дел родителей и дете...

Организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов

Для того, чтобы  организация совместной деятельности родителей, детей  и педагогов, я предлагаю план  по работе с родителями на год, надеюсь он вам поможет...

Организация совместной деятельности родителей и детей в форме выставки.

Совместная деятельность сближает членов семьи, наполняет дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время. Одной из форм сов...

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговре...

Реализация учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в организации совместных с родителями народных праздников

Но научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой к...