Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"
консультация на тему

Пьянникова Анна Олеговна

Артикуляционная гимнастика способствует улучшению подвижности органов артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_1.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад г. Нижневартовска №80 «Светлячок»

 

Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика»

216251_html_m13f4958

Учитель – логопед:

Белых Анна Олеговна

г. Нижневартовск, 2014

Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Каждая мама в первые дни жизни младенца с нежностью и тревогой прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно. Подготовка к овладению языком начинается уже с 2–4 месяцев с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот период принято называть этапом гуления и гуканья. Ребенок произносит задненёбные (г, к, х) и гласные звуки, напоминающие сочетания «ГХЫ», «АГХЫ», «АИЫ».

Следующая ступень в подготовке к овладению языком – период лепета, или послоговой речи, богатой интонациями и мелодикой. Этот период продолжается примерно до 1,5 лет и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. После 7–8 месяцев родители могут заняться подготовкой речевой, то есть артикуляционной, моторики к формированию правильного звукопроизношсния. Например, ребенок улыбается, складывает губки в трубочку, облизывает губы, щелкает язычком, изображая лошадку, – активизируются мышцы, обеспечивающие формирование речедвигательного навыка. Чем раньше малыш научится щелкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (Ш, Ж, Р, Л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки – П – Б, М и их мягкие пары, губно-зубные – Ф – В, переднеязычные – Т, Д, Н, С, 3, Л, заднеязычные – К, Г, X. Свистящие звуки, шипящие и сонорные в возрасте до 2–2,5 лет ребенок пропускает или заменяет. Задача родителей – проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Например, можно предложить ребенку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т. д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т. д.).

Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Взрослые могут помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики, которая способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной. Игра с язычком продолжается не более 3–5 минут. В норме уже к трем годам дети овладевают правильным произношением всех звуков, иногда вызывает трудности произношение звуков Ш, Ж, Р, Л. Речь может быть не очень  отчетливой, чистой по звучанию. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Для тренировки и развития артикуляционной моторики необходимо проводить специальные упражнения:

1.«Наказать непослушный язык» - Широкий язык лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить звуки пя-пя-пя….

2.«Лопаточка» - Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

3.«Иголочка» - Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении15 секунд.

4.«Часики» - Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.

5.«Качели» - Положить широкий язык за нижние зубы, затем за верхние. Повторить 8-10 раз. Выполнять в медленном темпе.

6.«Чашечка» - Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать 10-15 секунд.7

7.«Лошадка» - Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть «уздечку». Проделать 10-15 раз.

8.«Грибок» - Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

Литература:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 64 с.
  2. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игровые тесты. – М., 2005.
  3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 64 с.
  4. Микляева, Ю. В.Активизация работы с родителями детей с ОНР // Дефектология. – 2001. – № 4.
  5. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. – Екатеринбург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...