Консультация для родителей "Народная культура в образовании"
консультация (старшая группа) по теме

Народная культура в образовании

 

 

Важным моментом в воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных детей с его фольклором и выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство
красоты любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью великого народа;

2. Широко использовать все жанры фольклора: в нём, как нигде, отражены черты русского характера присущие русскому человеку нравственные ценности;

3. Особое место в работе отвести приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, проведением птиц, растений;

4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести
практические занятия, которые развивают руку ребёнка,
восстанавливают эстетический вкус.

 Задачи:

·        показать детям лучшие стороны русской народной жизни: в музыке, живописи, фольклоре и т. д.;

·        научить чувствовать и любить родную землю, родную
природу, свои народ;

·        научить гордиться величием и богатством своей страны.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо придерживаться следующих принципа – не руководить, а участвовать, для того, чтобы дети чувствовали себя довольно самостоятельно.

Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, её историям, обычаю, языку, культуре очень важно найти близкие душе и природе детям формы работы. Много можно достичь через игру. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению. Во время прогулок, праздничных развлечений, забав эти игры незаменимы. Ни один праздник у меня не проходит без народных игр. Такие игры, как «Соловушка», «Петушиный бой», «Русская лапта» и т. д. способствовали созданию эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности.

Формы способов подачи новой информации разнообразны. Это беседы, занятия, встреча с мастерами, посещение мастеров на дому. Пометуя русскую пословицу, что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать особое внимание уделяла выставкам по русскому прикладному
искусству.

В процессе ознакомления с народной русской культурой важно не только новые знания, но и в большей степени - организовать непосредственное их участие в исполнении народных песен,
закличек, колядок.

Приобщение детей к народным традициям можно проводить в форме детского праздника,  так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и природы, связанные со временем года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах,  играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступе скомороха и сказительницы детей к русским национальным традициям.

Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой воспитателям и родителям надо многое узнать, прочесть, изучить, почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы.

Пословица гласит что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому необходимо учить детей и народной мудрости, и рукоделию. Так, уже пятилетние девочки могут на простейшем ткацком станке изготовить дорожку для кукольного уголка, покрасить белую ткань в красный. Совместно с детьми изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик  даёт ребёнку свободную свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.

Можно познакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём. Годовой народный календарь - собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на зёмле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает познакомить детей с народными праздниками: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год - зимние праздники и обряды; Масленица - проводы Зимы и Лето - с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умираёт, а совершает обычный круг жизни.

Родители дома могут выучить потешки, пословицы, поговорки со своим ребенком.

Особенно необходима была помощь родителей, когда я вплотную занималась драматизацией, народными праздниками. И потом, на развлечениях когда родители видели, как выразительно их ребёнок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.

Мои воспитанники сейчас уже школьники. Когда я прихожу к ним в класс, то очень приятно слышать от учителя, что дети умеют эмоционально читать стихи, применять свои знания произведений устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре не прекращается с уходом детей в школу. Школа продолжает эту работу. Здесь проходят занятия «Горнице» (фольклорный кружок». Они помогают ребятам узнать самобытность и неповторимость, своеобразие  русской народной культуры. В школе проводятся различные фольклорные праздники, например: «Осенины», «Крещенские вечерки», «Рождественские посиделки», и т.д.  Всё это приобщает детей к русским народным традициям и не только приобщают, но и воспитывает нравственно, эстетически и физически, а также воспитывает трудолюбие.

 Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kultura_v_obrazovanii.doc368.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

                                     ЗАВЕРЯЮ:

                                      Заведующий

                                                                   структурным подразделением

                                                           «Детского сада «Гномик»

_________________ Н.Н. Бурнаева

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАНИИ»

                                                                                          Подготовила: воспитатель

                                                             ГБОУ ООШ № 20

                                                                  г. Новокуйбышевска

структурного подразделения

                                                                          «Детского сада «Гномик»

                                                               Половинкина С.Г.

г. Новокуйбышевск

Народная культура в образовании

Важным моментом в воспитательной работе стало целенаправленное возрождение культурных детей с его фольклором и выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство
красоты любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью великого народа;

2. Широко использовать все жанры фольклора: в нём, как нигде, отражены черты русского характера присущие русскому человеку нравственные ценности;

3. Особое место в работе отвести приобщению детей к народной культуре через народные праздники и традиции. В них фокусируются, накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, проведением птиц, растений;

4. Знакомить детей с народным прикладным искусством, вести
практические занятия, которые развивают руку ребёнка,
восстанавливают эстетический вкус.

 Задачи:

  • показать детям лучшие стороны русской народной жизни: в музыке, живописи, фольклоре и т. д.;
  • научить чувствовать и любить родную землю, родную
    природу, свои народ;
  • научить гордиться величием и богатством своей страны.

Для решения вышеперечисленных задач необходимо придерживаться следующих принципа – не руководить, а участвовать, для того, чтобы дети чувствовали себя довольно самостоятельно. 

Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, её историям, обычаю, языку, культуре очень важно найти близкие душе и природе детям формы работы. Много можно достичь через игру. Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движению. Во время прогулок, праздничных развлечений, забав эти игры незаменимы. Ни один праздник у меня не проходит без народных игр. Такие игры, как «Соловушка», «Петушиный бой», «Русская лапта» и т. д. способствовали созданию эмоциональной атмосферы радости и доброжелательности.

Формы способов подачи новой информации разнообразны. Это беседы, занятия, встреча с мастерами, посещение мастеров на дому. Пометуя русскую пословицу, что лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать особое внимание уделяла выставкам по русскому прикладному
искусству.

В процессе ознакомления с народной русской культурой важно не только новые знания, но и в большей степени - организовать непосредственное их участие в исполнении народных песен,
закличек, колядок.

Приобщение детей к народным традициям можно проводить в форме детского праздника,  так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и природы, связанные со временем года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах,  играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступе скомороха и сказительницы детей к русским национальным традициям.

Прежде чем знакомить детей с русской народной культурой воспитателям и родителям надо многое узнать, прочесть, изучить, почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы.

Пословица гласит что ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает, поэтому необходимо учить детей и народной мудрости, и рукоделию. Так, уже пятилетние девочки могут на простейшем ткацком станке изготовить дорожку для кукольного уголка, покрасить белую ткань в красный. Совместно с детьми изготавливать кукол: тряпичных, соломенных, глиняных и просто из полена. Примитивная кукла – болванчик  даёт ребёнку свободную свободу выдумки. Её легко представить и барыней, и крестьянкой и матерью, и дочкой. Возможно, простенькая соломенная кукла – стригушка не вытеснит длинноногую красавицу Барби, но память о народной игрушке будет жить ещё в одном поколении.

Можно познакомить детей с русской народной культурой в соответствии с народным календарём. Годовой народный календарь - собравший в себя природный круг всех циклов жизнедеятельности человека на зёмле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремёсла – помогает познакомить детей с народными праздниками: Осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гуляние; за ней зима: Святки, Рождество, Новый год - зимние праздники и обряды; Масленица - проводы Зимы и Лето - с хороводами и песнями вокруг зелёной берёзки. Природа не умираёт, а совершает обычный круг жизни.

Родители дома могут выучить потешки, пословицы, поговорки со своим ребенком.

Особенно необходима была помощь родителей, когда я вплотную занималась драматизацией, народными праздниками. И потом, на развлечениях когда родители видели, как выразительно их ребёнок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.

Мои воспитанники сейчас уже школьники. Когда я прихожу к ним в класс, то очень приятно слышать от учителя, что дети умеют эмоционально читать стихи, применять свои знания произведений устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках.

Работа по приобщению детей к русской народной культуре не прекращается с уходом детей в школу. Школа продолжает эту работу. Здесь проходят занятия «Горнице» (фольклорный кружок». Они помогают ребятам узнать самобытность и неповторимость, своеобразие  русской народной культуры. В школе проводятся различные фольклорные праздники, например: «Осенины», «Крещенские вечерки», «Рождественские посиделки», и т.д.  Всё это приобщает детей к русским народным традициям и не только приобщают, но и воспитывает нравственно, эстетически и физически, а также воспитывает трудолюбие.

 Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры помогает детям быть более раскованными, в них появляется уверенность в себе, желание проявить свои таланты. Они учатся рассуждать, фантазировать. Кроме того, они учатся видеть мир глазами народной мудрости, приобщаются к духовной чистоте русского фольклора. Дети открываются друг другу, охотно идут на общение, на взаимопомощь, взаимовыручку и это очень важно для воспитания наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Культура и образование"

В статье описывается работа с детьми и родителяим на тему: "История моей семьи"...

Презентация" Художественная культура в образовании ребенка"

Презентация для старшего дошкольного возраста...

Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции.

Статья "Формирование положительных взаимоотношений детей 6-7 лет в процессе обучения формулам речевого этикета"...

Культура и образование в период Великой Отечественной войны.

Презентация "Культура и образование в период Великой Отечественной войны"...

Современные требования к содержанию профессиональной деятельности инструктора по физической культуре дошкольного образования

Деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения регламентируется нормативно-правовой базой, в том числе и профессиональным стандартом. Сегодня мы рассмотрим проект профстандарта «П...