"Знакомство с инструментами К.Орфа" консультация - практикум для родителей
методическая разработка

Цель: Повышение внимания родителей к музыкальным играм, речевым упражнениям  на развитие  у детей творческой активности, умении импровизировать и музицировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instrumenty_k.orfa_._-_konsultatsiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с инструментами К. Орфа»

Консультация - практикум для родителей

Материал подготовила

Музыкальный руководитель

МБДОУ №57 «Дюймовочка»

Береговина Лариса Николаевна

Цель: Повышение внимания родителей к музыкальным играм, речевым упражнениям  на развитие творческой активности, умении импровизировать и музицировать.

Задачи:

  • Познакомить родителей с  инструментами К. Орфа, музыкальными играми, речевыми упражнениями на развитие  творчества у детей.
  • Оказать помощь в создании картотеки с любимыми играми детей.  

План консультации – практикума:

1.Теоретическая часть.

2.Практическая часть.

3.Список литературы.

Теоретическая часть.

Немецкий музыкант и педагог Карл Орф на протяжении многих лет вёл экспериментальную работу, результаты этих музыкально-педагогических экспериментов обобщены в пособие по музыкальному воспитанию сборник «Шульверк» (школа движения). Пособие «Шульверк» не является методом, а представляет собой дидактическую концепцию по приобщению детей к музыке, к активной творческой деятельности.

Цель орфовской системы – воспитание творческой личности через игру, движение.

Задачи:

  • привить любовь к музыке, через радость творчества.
  •  развить индивидуальность в коллективном творчестве.
  • помочь всем детям овладеть основами музыки, но это не значит приобретение каких – то знаний, а главное умение ими творчески оперировать.
  • Развивать в детях умение музицировать –  свободно обращаться с инструментами, выражать себя в музыке.

Карл Орф создал для музыкального воспитания специальный комплект инструментов, называется обычно «Орфовский набор». Основу составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили – колокольчиковые. Так называют разновидность металлофона (маленького размера) за чудесный, звонкий, чистый и очень высокий звук. Все эти инструменты принять называть ударными по способу игры. Они разделяются на мелодические металлофоны, ксилофоны, глокеншпили – и шумовые различных видов (тарелки, палочки, трещётки, треугольники, констаньеты).

        Прообразом орфовских ксилофонов был африканский ксилофон «мариба», в котором резонатором для деревянных платин служили высушенные тыквы. Разнообразие шумовых колористических инструментов используемых трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, тарелочки, бубны, деревянные коробочки и палочки, маракасы и т.д.

        Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определённой высоты. По ним ударяют деревянными или металлическими палочками. Орфовские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей. завораживающая чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что даёт возможность педагогу с первого занятия привлечь внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой в мир музыки. Создание этого инструментария было особой задачей Карла Орфа. Лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одарённости, и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения.

Практическая часть.

        Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов».

«Звучащие жесты» - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам и груди, притопы ногами, щелчки пальцами.

Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была «заимствована» Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогике. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях при отсутствии других инструментов.

4 основных тембра – это четыре природных инструмента:

        Притопы, шлепки, щелчки, хлопки.

Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация, когда исполнение и сочинение происходит одновременно. В импровизации творческий замысел реализуется без предварительной подготовки, экспромтом и сразу в законченном виде. Первостепенная роль отводится – ритму и музыкально-ритмическому воспитанию на основе движений. Ритм лежит в основе. Дидактический материал (речевые упражнения, связанные с ритмизацией слов, рифмованные и не римфованные тексты) составляется таким образом, чтобы восприятие детьми ритмических формул было последовательно и по степени их усложения:

Речевые упражнения .

                                Спят и травы, и цветы…

                                Баю, баю, спи и ты.

                                Ты беги, беги лошадка

                                По дорожке ровной, гладкой.

                                Мимо леса на поляне

                                Прямо к папе, прямо к маме.

                                Ай, мороз, ай мороз,

                                Не щипли ты за нос!

                                Выгляни солнышко,

                                Пусть зреет зёрнышко.

Некоторые формулы комбинаций основных ритмических формул:

                                Кап-кап…кто там?

                                Кап-кап… что там?

                                Ты ответь прямо

                                Не стучи в раму.

                                Небо синее, роща в инее,

                                Утро раннее, всё румянее.

                                Тёрли свинки друг другу спинки,

                                Мыли хвостики – крючки, отмывали пятачки.

Закрепление ритмических формул успешно проходит в процессе  таких игр:

 «Эхо»

 Педагог задаёт ритмическую схему, а дети тихо самостоятельно повторяют ритмическую схему;

 «Досочини ритм»

 Педагог задаёт ритмическую схему, а ребёнок продолжает;

 «Вопрос  - ответ»

 Педагог спрашивает, а ребёнок без предварительной подготовки отвечает.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получают, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку.

Пример «Теремок»

Использование инструментов:

        Теремок – ложки

        Тук-тук – деревянная коробочка или два кубика

        Мышка – треугольник

        Лягушка – бубен

        Зайка – ксилофон

Волк – костаньеты

Медведь – барабан

Теремок развалился – все инструменты вместе.

Рассказывая сказку детям старших и подготовительных групп, можно пропускать слова, обозначающие персонажей, пусть звучит в это время инструмент озвучивающий его:

        «Стоит в поле……..(играют ложки);

        Он не низок не высок,

        Бежала мимо……(играет треугольник) и т.д.

В конце слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее мышление, воображение и память.

Список  используемой литературы:

  1. Дошкольное воспитание – №5, №9 2000г;
  2. Статья С. Л. Долгушина «Импровизация на элементарных музыкальных инструментах как один из видов продуктивного, творческого компонента музыкального мышления детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить р...

Семинар – практикум для родителей «Знакомство с авторскими развивающими играми»

Развивающие  игры  создают  своеобразный  микроклимат  для  развития  творческих  сторон   интеллекта.  При  этом  разные  игры...

практикум для родителей "Знакомство детей с почвой".

Исследовательская деятельность детей совместно с родителями....

Семинар-практикум для родителей «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Ознакомить родителей  с многообрази...

"Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки" из опыта работы.

Цель:использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию. Задачи: • расширять знания д...

проект "Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки"

Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки ...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....