клуб "Молодая семья" как вариативная форма дошкольного образования
методическая разработка на тему

Чичварина Татьяна Владимировна

 

КЛУБ «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ»

для родителей детей

 раннего дошкольного возраста

 

 

За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей.

  Большинство: молодых мам и пап работают и учатся одновременно. Вдобавок к этому женщина занята еще и домашней рутиной. В результате она выполняет двойную нагрузку. На воспитание ребенка - у работающей женщины времени почти не остается.

В связи с этим стала острее потребность в дошкольных учреждениях для детей раннего возраста.

Вопросы воспитания детей раннего возраста — это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.

Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм  взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых  являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Так, в ДОУ сформировался семейный клуб, где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада. Всём известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду Социальный опыт, обретае­мый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок объект обожания, 'уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудниче­ства: и взаимодействия. К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении помощника и консультанта в воспитании их детей.

 

Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней
    среды в ДОУ;
  • сплотить родительский коллектив;
  • установить доверительные отношения между семьей и ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_molodaya_semya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

КЛУБ «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ»

для родителей детей

 раннего дошкольного возраста

За последнее время резко увеличился поток детей в детские сады именно за счет малышей.

        Большинство: молодых мам и пап работают и учатся одновременно. Вдобавок к этому женщина занята еще и домашней рутиной. В результате она выполняет двойную нагрузку. На воспитание ребенка - у работающей женщины времени почти не остается.

В связи с этим стала острее потребность в дошкольных учреждениях для детей раннего возраста.

Вопросы воспитания детей раннего возраста — это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Практика показала, что большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей.

Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм  взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых  являлось бы повышение педагогической культуры молодых родителей. Так, в ДОУ сформировался семейный клуб, где обмениваются опытом и мнениями родители и педагоги детского сада. Всём известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный: в семье ребенок объект обожания, 'уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества: и взаимодействия. К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении помощника и консультанта в воспитании их детей.

Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ;
  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста;
  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;
  • осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней
    среды в ДОУ;
  • сплотить родительский коллектив;
  • установить доверительные отношения между семьей и ДОУ

В процессе работы члены клуба проходили различные стадии:

  1. Проявление напряженности, тревожности, недоверия у членов группы.
  2. Нарастающее негативное отношение к психологу и к самому процессу
    занятия («Зачем это нужно?»).
  3. Формирование групповой сплоченности, рост интереса к занятиям.
  4. Зрелая, конструктивно работающая группа.

Первые занятия посещало всего лишь несколько человек (преимущественно мамы), затем постепенно к кругу детских проблем присоединялись некоторые отцы.

И уже через несколько месяцев у клуба появились постоянные посетители, которые приходили на занятия семейными парами. Нам удалось сплотить не только родительский коллектив клуба в целом, но и объединить семейные пары между собой в вопросах воспитания и развития детей.

Незаметно для себя родители преодолели барьер недоверия к детскому саду стали более активно обмениваться мнениями, делиться опытом, принимать активное участие в жизни детского сада, что позволило нам максимально близко познакомиться с семьями наших воспитанников, узнать особенности их воспитания в домашних условиях. А главное, что работа клуба заложила прочный фундамент сотрудничества нашего детского сада и семьи.

При организации работы определен ряд условий:        

– при формировании группы мы учитываем интересы участников;
теоретический материал и практические задания подбираем с учетом специфики интересов слушателей, что повышает учебную мотивацию
каждого участника;

  • занятия проводятся в группах численностью от 10 до 20 человек;
  • обеспечиваем всех участников раздаточным материалом, необходимо
    наличие доски и стендов для размещения плакатов;
  • занятия проводятся в кругу; стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие свободных
    стульев и больших промежутков между  ними), стулья не должны быть жестко
    скреплены друг с другом;
  • для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;

•        также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового, мяча (его можно заменить мягкой игрушкой) желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;

•        для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных)
необходим стол.

С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации от них можно провести предварительное анкетирование.

 Программа клуба состоит из десяти встреч, цель которых дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена по желанию ведущего и в зависимости от цели. Каждая встреча посвящена работе над определенной проблемой и состоит из нескольких этапов:

1. Приветствие

На этом этапе участники подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются игры, некоторые из них выполняются на каждой встрече и становятся своеобразным ритуалом группы, что способствует ее сплочению, создает рабочую атмосферу и благоприятный психологический климат. Варианты приветствия:

♦        «Пожелания»

Каждый участник группы по кругу произносит  какую-либо фразу,  посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветный жест.

♦        «Танцевальный»

Под спокойную  музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с участнику: «Как я рад вас видеть» или «Какой замечательный сегодня день» и пр.

♦        «Комплимент»

Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты и др. Также можно активно использовать проигрывание ролевых ситуаций (эта форма работы предъявляется членами группы на более продвинутых этапах, со сложностью).

2. Основная часть

Основная   форма   проведения встреч — практическая работа (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, игровые упражнения), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом (в программе он обозначается как «консультация»),

3.        Эмоциональная регуляция

На этом этапе применяется техника релаксации, направленная на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального напряжения, к переключаемости с травмирующих переживаний к гармоничным состояниям.

4.        Подведение итогов

Во время проведения процедуры обратной связи (в программе этот момент отмечен как «самооценка» или «рефлексия») в конце занятия можно использовать следующие методы:

1)        Письменная форма (каждый участник отвечает на вопросы):

  • Чем полезна именно для вас данная встреча?
  • Ваши пожелания на следующее занятие? И др.

2)        Устная форма (продолжить фразу: «Работая с группой, я понял...», или по
кругу передается мяч и участники поочередно отвечают на вопросы тренера).

Возможны другие варианты по усмотрению тренера.

На этом этапе возможно получение домашнего задания:

  • продумать свою позицию или поведение по какому-либо вопросу;
  • проанализировать свою жизненную ситуацию, подобную предложенной;
  •         вести дневник своих ощущений.

В итоге работы клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

КЛУБА « Умные родители »

Тематика заседаний

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1.

«Родитель — это звучит гордо»

Беседа

март

Ст. воспитатель

2.

«Адаптируемся вместе»

Практикум совместно с детьми

март

Психолог

Воспитатель группы

3.

«Растим малыша здоровым»

Консультация

март

Ст. медсестра

Врач-педиатр

4.

«Правила жизни моего ребенка»

Тренинг

апрель

Психолог

Ст. воспитатель

5.

«Мотивы детской истерики»

Тренинг

апрель

Психолог

6.

«Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Практикум

апрель

Воспитатели

7.

«Ладушки-ладушки»

(о развитии мелкой моторики)

Интерактивные формы. « Развиваемся вместе «

май

Педагоги группы

8.

«Поговори со мною мама»

(о развитии речи)

Круглый стол, практикум

май

Ст. воспитатель

Логопед районной поликлиники  

9.

«В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»

Практикум

июнь

Психолог

Воспитатель группы

10

Итоговое заседание

(эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год)

Круглый стол

июнь

Ст. воспитатель

Психолог

 Воспитатели

Другие специалисты


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАСЕДАНИЙ

КЛУБА «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ»

Тема 1. «Родитель — это звучит гордо»

Цель

  • Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям;
  • дать характеристику основным типам семейного воспитания;
  • ознакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики в городе.

План

  1.  Обращение к родителям (информация о клубе: цели, задачи, планы...).

2. Характеристика типов семейного воспитания (беседа).

3.        Знакомство   с   нормативно-правовой  базой семьи  (Закон  РФ «Об образовании», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).

4.        Встреча со специалистами городского Центра социальной помощи семье и детям по вопросам социальной политики.

Тема 2. «Адаптируемся вместе»

Цель

•        Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего дошкольного возраста;

  • обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.

План

  1. Приветствие.
  2. Беседа о психическом и физическом развитии ребенка раннего дошкольного возраста и об особенностях его пребывания в ДОУ
  3. Игровое упражнение. Продолжить фразу: «Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно...» (родителям предлагается ответить на этот вопрос с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя).

4. Родители совместно с педагогом вырабатывают способы решения обозначенной проблемы (стратегический, тактический, фантастический).

  1.  В завершение родителям предлагаются памятки с рекомендациями тактики поведения родителей в адаптационный период.
  2. Рефлексия.

Тема 3. «Растим малыша здоровым»

Цель

  • Пропагандировать здоровый образ жизни;
  • изучить особенности отношения к здоровью в семье;
  • дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период;
  • пополнить знания родителей о способах укрепления  здоровья  малыша.

План

  1. Приветствие.
  2. Дискуссия на тему: «Что такое здоровье, здоровый образ жизни'?'
  3. Обсуждение результатов предварительного исследования культуры здоровья в семье.        
  4. Родителям (по желанию) предлагается поделиться опытом по формированию культуры здоровья в семье (положительный пример родителей, правильное питание, нетрадиционные методы укрепления здоровья и т. п.)
  5. Консультация врача «Особенности питания ребенка в адаптационный
    период».
  6. Рефлексия.

Тема 4. «Правила жизни моего ребенка»

Цель

  • Повышение родительской компетенции в понимании потребностей ребенка
    младшего дошкольного возраста;
  • помочь родителям исследовать собственную способность смотреть на мир глазами ребенка.

План

  1. Приветствие.
  2. Рисуночное упражнение,  где взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях,
    когда ребенок готов «свести с ума» (обсуждение результатов).
  3. Решение педагогических ситуаций. Выбрать из предложенного списка
    правил в семье одно, обосновать свой выбор (дается на карточках):

а)        Проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, без
защитным перед трудностями.

б)        Родители — хозяева ребенка.

в)        В семье признается право каждого на ошибку.

а)        Любовь связана с чувством  долга.

б)         В семье признается право открыто говорить о своих желаниях.

в)        Ребенок отвечает за настроение родителей.

а)        Требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны.

б)        Спонтанность ребенка всегда представляет угрозу для авторитета родителей.

в)         Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать
себя при этом виноватым

а)        Родители определяют, что правильно, а что нет

б)        Свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье

в)        Родители заслуживают уважения, потому что они родители.

4.        Игровое упражнение  «Пойми меня».

Родителям предлагается понять эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию его позы, жестов:

  • ребенок стоит, заведя руки за спину и сильно сжимая одной рукой другую;
  • ребенок грызет кончик карандаша; трогает спинку стула и раскачивает его, но не садится; топчется, перебирает ногами;
  • ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты,
    внешне заторможен.

5.        Обсуждение памятки.

– Правила — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.

– Хорошо, если правил не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.        

– Все ограничения усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи.

– Важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного.

– Обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.

 6. Рефлексия.

Тема 5. «Мотивы детской истерики»

Цель

  • Изучение мотивов детского поведения;
  • обогащение  навыков  рефлексии собственной воспитательной позиции в общении с ребенком

План

  1. Приветствие.
  1. Гипотеза: «Большинство современных родителей не могут выносить истерики ребенка». Так ли это? Поучаствуем в экспериментах.

Родителям раздаются листы бумаги, разделенные пополам. В одной части указываются качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в другом — качества реального родителя.

Полученные результаты обсуждаются.

3.        Дискуссия: «Истерики взрослого — это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерики ребенка — это...» Придумать метафору взаимодействия взрослого с ребенком в состоянии истерики.

  1. Обсуждение тезиса: «Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость».
  2. Нарисовать «кривую» истерики:
  1. концентрация эмоциональной энергии;
  2. эмоциональный выброс;
  3. спад эмоциональной энергии.

Как при этом лучше вести себя взрослому?

6.        Рефлексия.

Тема 6. «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Цель

  • Изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка;
  • познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего возраста.

План

  1. Приветствие.
  2. Сообщение результатов предварительного тестирования:
  • Любит ли ваш ребенок играть?
  • В какие игры вы играете с детьми дома?
  • Чему могут научить ребенка эти игры?
  • Любимая игра ребенка дома?
  • В какие игры  ребенок любит играть с папой7
  • В какие игры ребенок любит играть с мамой?
  • Какие игрушки  вы покупаете ребенку?
  • Нужно ли играть с ребенком и почему?

3.        Дискуссия на тему: «Как научить малыша играть?»

4.        Консультация «Какие игрушки нужны детям».

5.        Конверт дружеских вопросов (по желанию родителей):

  • Как привлечь ребенка к игре?
  • Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
  • Как приучить ребенка убирать игрушки?

6.        Рефлексия.

Тема 7. «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики)

Цель

  • Рассказать родителям, как рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики у ребенка раннего возраста;
  • научить организовывать совместную изобразительную деятельность в домашних условиях.

План

  1. Приветствие.
  2. Консультация «Роль рисования в психическом развитии личности ребенка».
  3. Ознакомление со способами организации изобразительной деятельности и лепки дома.
  4. Рефлексия.

Тема 8. «Поговори со мною, мама»

Цель

•        Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка
раннего возраста;

•        рассмотреть приемы развития речи, приемлемые для данного возраста.

План

  1. Оценка эмоционального состояния участников (методика Люшера).
  2. Дискуссия на тему:  «Сколько слогов говорит мой ребенок?»
  3. «Чтобы руки не знали скуки» (показ пальчиковой гимнастики).
  4. Ознакомление с книжным уголком группы.
  5. Консультация «Как читать детям сказки».
  1. Памятка «Как развивать речь ребенка».
  1. Рефлексия.

Тема 9. «В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»

Цель

•        Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет,  наметить пути  преодоления острых кризисных проявлений.

План

  1. Приветствие.
  2. Дискуссия на тему: «Симптоматика течения кризиса трех лет».
  3. Решение педагогических ситуаций.
  4. Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса».
  5. Рисование «Мир детства и мир взрослых».

Обсуждение: есть ли взаимодействие между миром взрослых и детей, как они могут помочь друг другу, в каком мире вам хочется быть сейчас, есть ли на рисунке место конфликту, где? И т. д.

6.        Самооценка (продолжить фразу: «Работая с группой, я поняла...»).

Тема 10. Итоговое заседание

План

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы клуба, дальнейшее планирование.
  1. Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год).
  2. Награждение родителей, активно участвовавших в работе клуба.
  3. Самооценка («Дерево успеха»).

Каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха». Цвет жетона обозначает следующее:

красный — активно использую знания, приобретенные на занятиях, в процессе воспитания моего ребенка;

желтый — узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания;

зеленый — жалею, что участвовал(а) в работе клуба.

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА «МОЛОДАЯ СЕМЬЯ»

Тема: «Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Цель

Показать родителям значимость игры для развития ребенка; научить управлять ребенком с помощью игры; обозначить критерии выбора игрушки для полноценного эмоционального развития ребенка.

Предварительная работа

1.        Провести исследование игровых интересов детей с помощью тестирования родителей:

  • Любит ли ваш ребенок играть?
  • В какие игры вы играете с детьми дома?
  • Чему могут научить ребенка эти игры?
  • Любимая игра ребенка дома?
  • В какие игры ребенок любит играть с папой?
  • В какие игры ребенок любит играть с мамой?
  • Какие  игрушки  вы  покупаете ребенку?
  • Нужно ли играть с ребенком и почему?
  • Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами нашего ребенка?
  1. Подбор музыки.
  1. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

Ход занятия

1. Приветствие.

2. Вступительное слово психолога:
«Игрушка... Что значит она в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это: средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство? Игра и игрушка — специфическое средство массовой информации. Поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками?). А сколько игр на телевидении?! Игрушка — тот же носитель информации для ребенка, что газета для взрослого.

Зачем же нужна игра? Игра — это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно — он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. («Море волнуется – раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.)

Игра — школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла и психотерапевтическую функцию — помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяется особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой не выбрасывать. В какие же игры и игрушки играют наши дети?»

  1. Сообщение результатов предварительного тестирования и обсуждение.
  2. Дискуссия о пользе вреде старых и современных игрушек Психолог: «Помните: игрушка не толсто сопровождение игры, но и сродство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?»

Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, Барби, набор животных, Телепузик, пирамидка, конструктор и т. д.) Нужно разделить лист бумаги пополам и рассмотреть плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

4.        Консультация  «Какие  игрушки нужны детям».

Психолог: «У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратной поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно — без игрушки. Подбор игрушки дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность взрослые часто даже не рассматривают: они целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все что угодно. Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, как правило бесполезных. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно — и на развитии ребенка».

Родителям предлагается совместно с психологом разработать критерии выбора игрушки.   Например:

♦ Соответствие интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей другие приоритеты: похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга.)

  • Возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки).
  • Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
  • Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).
  • Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, не допустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

5.        Игровое упражнение «Выбери игрушки».

Родители делятся на три команды, каждой из которых предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют:

  • социально-эмоциональному развитию (например, животные,  куклы, посуда, «Доктор», «Парикмахерская» и др.);
  • интеллектуальному развитию (кубики, конструктор, пазлы, мозаика, лото, домино и пр.);
  • физическому развитию  (мячи, обручи, кегли, скакалки и др.).

6.        Психолог: «Конечно, взрослому легче указать, как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становятся источником беспокойства, вызывают тревогу.  Чтобы получить поддержку взрослого, малыш может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и в игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через
игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей.
Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот по чему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения».

Какие способы общения с ребенком предпочитают взрослые в типичных повседневных ситуациях — директивные или с опорой на игру?

Экспресс-опрос для родителей:

•        Вы намереваетесь войти в дверь подъезда, но у входа вам перегораживает путь малыш с игрушечным автоматом в руках. Вы:

а)        заходите в подъезд, не отвлекаясь на малыша;

б)        говорите ребенку, чтобы он выбрал более удачное место;

в)        отвечаете ему, приняв игровую ситуацию,

•        В зимний день на прогулке вы увидели множество построек из снега, вашему ребенку не терпится поиграть с ними. Вы:

а)        наблюдаете за ребенком, пока он наиграется;

б)        играете вместе с ним, придумав игровой сюжет;

в)        определяете ребенку время для игр и пролистываете свежий номер журнала.

•        Ваш ребенок бегает по квартире с пронзительными криками. Вы:

а)        останавливаете ребенка: «Отдохни от беготни, а то вспотеешь»;

б)        спрашиваете что-то вроде: «Во что ты играешь и не пора ли самолетику заправиться?»;

в)        усаживаете ребенка на диван, предлагая почитать книгу.

7.        Упражнение «Внештатная ситуация».

Каждой группе родителей предлагается ответить на вопрос, обыграв сложившуюся ситуацию. (Вы приготовили обед и зовете ребенка к столу, а он в этот момент разыгрался. Что делать? — и т. п., по выбору.)

  1. Минута благодарности,
  2. Обобщение результатов: родите ли, разделенные на группы, на основе анализа мнений каждого члена микро группы заполняют на отдельном листе графу «Вывод», где высказывают свою точку зрения о прошедшем занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Вашему вниманию предлагается презентация с комментарием из опыта работы по использованию интерактивных технологий в образовательном процесе ДОУ  Этот материал был представлен на научно-практическ...

Детский сад для всех малышей. Вариативные формы дошкольного образования

На сегодняшний день непрерывность образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от друго...

Вариативные формы дошкольного образования

Для реализации образовательных запросов детей, не посещающих дошкольные учреждения, и обеспечения доступности и качества дошкольного образования в МБДОУ могут быть  созданы и  развиты вариат...

Семинар на тему: «Развитие вариативных форм дошкольного образования»

Цели:доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности о...

Вариативная форма дошкольного образования: Центр игровой поддержки ребенка

Направлена на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет, на основе современных методов организации игровой деятельности....