Статья "Создание эмоционально-комфортного состояния дошкольников на музыкальном занятии"
статья на тему

О важности использования игровых методов и приемов для создания эмоционально-комфортного состояния дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_zdorov-iyu.docx17.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

ВЛАСОВА Л.П.,

Г. Миасс, МДОУ № 102

Тема  здоровьесбережения актуальна в настоящее время, т.к. современные дошкольники испытывают значительные умственные и психологические перегрузки. Многие школы требуют, чтобы в первый класс пришли дети, умеющие читать, считать и писать. Дошкольные учреждения вынуждены были строить программу обучения с учетом этих пожеланий, зачастую в ущерб здоровью ребенка.

       Здоровье, по мнению Всемирной организации здравоохранения- это состояние полного психического, физического, духовного здоровья, а не отсутствие болезней.

      Здоровье с педагогической точки зрения- это создание условий педагогического пространства, чтобы не навредить индивидуальному здоровью, а по возможности- сохранить и укрепить его.

        В настоящее время наметилась положительная тенденция к изменению образовательного процесса в ДОУ. Новые Федеральные государственные требования   к составлению образовательной программы ДОУ говорят о приоритете совместной деятельности педагога и ребенка, что наиболее полно отвечает важнейшему условию здоровьесберегающей педагогики, а именно соблюдению терапевтической, т.е. особой, щадящей личность ребенка системе отношений.

Перечислим некоторые из этих правил:

  1. Принимать ребенка таким, каков он есть, а не таким, какой он должен быть сейчас по Вашему мнению. Помнить, что у детей, в отличие от взрослых до 10-12 лет преобладает правополушарное мышление (художественно-образное), а левополушарное мышление, ответственное за анализ своих поступков, развито слабо, и никакими угрозами, наказаниями и поощрениями развитие этого процесса не ускорить.
  2. Чувствовать и понимать мотивы и причины поступков ребенка, которые зачастую являются естественным проявлением его эмоциональной напряженности.
  3. Уважать личность ребенка, т.е. ненасильственно привлекать к процессу деятельности. Дети иногда боятся, стесняются, им легче сначала быть в качестве зрителя. И только позднее и постепенно они включаются в общий процесс, становятся соучастниками.
  4. Признавать равенство всех участников художественно-игрового процесса, включая педагога.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что создание дошкольнику психологического комфорта, является одной их важных задач здоровьесберегающей педагогики.

       Наше дошкольное учреждение работает по программе «Детство» В.И. Логиновой. Главной задачей программы является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей; создание ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

       В своей работе с детьми мы бреем за основу парциальную программу «Орфей» И. Галянт. Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества среди которых духовное здоровье личности ребенка, создание гармонии между индивидуальным и общим, между «Я» и всеми, поиски новых путей общения педагога и ребенка.

      Целью программы является развитие творческой самостоятельности и обеспечение чувства психологической защищенности ребенка.

     Девиз программы: «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка». (Г. Песталоцци)

       На музыкальных занятиях мы используем методы и приемы, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, такие как:

  1. Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой, направленные на развитие воображения, снятия интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими людьми, выработке уверенности в себе.
  2. Коммуникативные игры (по К. Орфу, В.А. Жилину, Т.Э. Тютюнниковой) способствуют формированию положительного микроклимат в детском коллективе, развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей.
  3. Музыкотерапия- эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Минздрав признал ее официальным методом лечения в 2003 году.
  4. Элементы телесно-ориентированной терапии дают чувство уверенности и защищенности ребенка, особенно они актуальны в период адаптации ребенка к ДОУ.
  5. Методы игрового обучения С.Е. Железновых, построены на двигательных играх под музыку, способствующих всеобщей радости и раскрепощенности детей.
  6. Личностно-ориентированный подход, основанный на принципе «педагог рядом с ребенком, а не над ним».
  7. Оздоровительные музыкальные занятия, формирующие у ребенка эмоционально- положительный фон.
  8. Элементарное музицирование и элементарные танцы («Орфей» И. Галянт), создающие ситуацию успеха, т.к. ребенок не испытывает дискомфорта от мысли, что сделает что-то неправильно, потому что все варианты принимаются, а не критикуются.

     При использовании  вышеперечисленных методов и приемов, дети раскрепощаются на занятиях, у тревожных и неуверенных- повышается самооценка, так как обучение происходит без принуждения.

     Частая смена на занятиях видов деятельности и использование здоровьесберегающих приемов позволяет предупредить раннее переутомление детей, что особенно благоприятно сказывается на гиперактивных детях.

       Занятия со здоровьесберегающим сопровождением способствуют развитию детской креативности, творческого потенциала каждого ребенка, так как, при благополучных условиях ребенок имеет возможность воображать, придумывать, творить.

     Апробация здоровьесберегающих методов и приемов нашла отражение в разработке методического пособия «Чудо-домик» по развитию у детей творческих способностей.

         Здоровьесберегающие занятия являются той средой, где дети наиболее ярко могут проявлять свои способности и раскрывать таланты.

       Таким образом, создание ребенку психологической защищенности и комфорта выступает как важнейший элемент здоровьесбережения в образовательном процессе. Создание благоприятного микроклимата в детском коллективе является одним из главных направлений   нашей работы: каждый из нас (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог) должен использовать методы и приемы, помогающие сохранить и укрепить психологическое здоровье детей.

      Все вышесказанное отвечает принципу гуманизации педпроцесса, а именно становлению отношений взаимного уважения детей  и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Внешний вид дошкольников на музыкальных занятиях" или "Как выглядеть на музыкальных занятиях "правильно".

В консультации изложены некоторые требования к внешнему виду дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ....

"Роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников на музыкальном занятии и вне его"

Консультация музыкального  руководителя для воспитателей...

«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion»  Практическая...

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...

«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...

Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников на музыкальных занятиях

На музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ря...