ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О РЕЧИ И ЕЕ РАСТРОЙСТВАХ
консультация на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Первый звук, который издает ребенок, - это непроизвольный крик, которым он возвещает о своем появлении на свет. Но пройдет еще немало времени, прежде чем ребенок начнет сознательно говорить. У новорожденного нет речи, а есть только предпосылки (слух, зрение, речевая мускулатура, инстинктивная подражательность и др.) необходимые для формирования ее. Однако, чтобы сформировалось правильная здоровая речь, нужны соответствующие условия. Важнейшим здесь является общение ребенка с окружающими его людьми. Подготовительная ступенька к речи – лепет. Он очень важен, так как подготавливает речевой аппарат к речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО  НУЖНО  ЗНАТЬ  О  РЕЧИ  И  ЕЕ

РАСТРОЙСТВАХ

          Первый звук, который издает ребенок, - это непроизвольный крик, которым он возвещает о своем появлении на свет. Но пройдет еще немало времени, прежде чем ребенок начнет сознательно говорить. У новорожденного нет речи, а есть только предпосылки (слух, зрение, речевая мускулатура, инстинктивная подражательность и др.) необходимые для формирования ее. Однако, чтобы сформировалось правильная здоровая речь, нужны соответствующие условия. Важнейшим здесь является общение ребенка с окружающими его людьми. Подготовительная ступенька к речи – лепет. Он очень важен, так как подготавливает речевой аппарат к речевой деятельности.

          Весьма существенным фактором в развитии речи ребенка является понимание им речи окружающих и первые попытки сознательно подражать ей (от 8 до 12 месяцев). Часто можно слышать от матери о годовалом карапузе: “Все понимает, а не говорит”.

          Примерно к одному году у ребенка появляются первые слова. Причем у девочек речь развивается раньше, чем у мальчиков. Между 1 и 2 годом идет быстрое накопление словаря. Первые слова ребенка неотделимы от предметов, которые он чаще всего видит. Эти слова имеют очень конкретное значение и связаны с практической потребностью в них.

          В течении 2 лет жизни вместе с накоплением слов у ребенка появляются и первые попытки перейти от слов к предложению. Первое время ребенок совершенно не заботится о правильном построении предложения. И только постепенно он начинает согласовывать слова друг с другом.

           Наиболее интенсивно речь развивается от 2 до 5 лет. Именно в это время ребенок быстро накапливает словарь, усваивает звуковую сторону речи, овладевает ее грамматическим строем. Характерной особенностью  детской речи самого раннего периода является упрощение слов, пропуски отдельных звуков или слогов, перестановки, искажения отдельных звуков, замена одних звуков другими, смягчение твердых согласных. Все эти искажения вполне закономерны. Если в 3 года ребенок вместо звука “Ш” произносит “С” или вместо “Р” говорит “Л”, это не страшно. Если же ребенок к 5 – 6 годам продолжает некоторые звуки произносить не чисто, то здесь уже необходима помощь логопеда.

           Если в 5 – 6 мес. ребенок не оборачивается на зов, а в 7 – 8 мес., когда родители называют тот или иной предмет, ребенок не ищет его глазами – это тревожный сигнал, который может обозначать снижение или отсутствие слуха.

            Если к 2 годам словарный запас ребенка составляет 2 – 3 слова – это отклонение от нормального речевого развития. Нужно проконсультироваться у врача – психоневролога.

           Если к 4 годам ребенок плохо произносит многие звуки, если речь его вообще малопонятна и носит лепетный характер, нужно обратиться к специалисту.

           Рекомендуется проверить речевой аппарат ребенка. Может ли ребенок поднять язык вверх. Если нет, то можно предположить две причины: или укорочена уздечка языка, или язык вялый и не подвижный. Следует обратить внимание на прикус ребенка. Нормально верхние зубы должны немного заходить за нижние. Надо также проследить, свободно ли ребенок дышит носом. Затрудненное носовое дыхание может быть следствием полипов или аденоидов. Нужно посмотреть, в порядке ли твердое небо, нет ли там расщелины.

Итак, к 5 годам ребенок должен говорить хорошо, т.е. иметь большой запас слов, пользоваться развернутой фразой и произносить все звуки чисто.

            В процессе становления речи многие дети проходят через так называемое физиологическое заикание, которое бывает,  вызвано тем, что речевой аппарат ребенка не успевает словесно оформить мысли, опережающие речь. Физиологическое заикание внешне проявляется в повторении начальных слогов или целых слов. Оно бывает  кратковременным, не сопровождается судорожными и сопутствующими  движениями, не фиксируясь на определенных звуках или словах.

Физиологическое заикание бесследно исчезает к 4 годам. Нужно помнить, физиологическое заикание может перейти в настоящие заикание, если в семье не будет нормальной обстановки и правильного речевого воспитания.

             Какие же ошибки чаще всего допускаются в речевом воспитании ребенка? Нередко родители ошибочно считают, что с маленькими детьми надо разговаривать « детским языком », т.е. сюсюкать. Им,  очевидно, кажется, что так ребенок их лучше поймет, а выходит наоборот: ребенок постоянно слышит искаженные слова и значительно хуже понимает взрослых. И получается, что ребенок, во всем подражая  взрослым, и в речи хочет подняться до их уровня, а родители, вместо того чтобы быть ребенку образцом правильной речи, опускаются до уровня речи малыша. В таком случае даже нормально развивающийся ребенок будет искаженно произносить многие звуки и слова, значительно дольше положенных сроков.

Здесь родители помимо своего желания тормозят развитие речи ребенка.

             Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития.

Иногда родители в присутствии ребенка разговаривают о чем угодно и как угодно, считая, что он маленький и ничего не понимает. На самом же деле даже тогда, когда ребенок поглощен игрой или какими-нибудь своими занятиями, он как губка впитывает все, о чем говорят взрослые, и в его памяти бессознательно фиксируются слова, выражения, тон, каким говорят взрослые. И как только этот маленький подрастет и начнет свободно говорить, родители « вдруг » (!) заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские вопросы.

              Поэтому с самых ранних месяцев жизни ребенка надо обращаться с ним как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в смысле тона, тем разговоров, выбора слов и выражений.

              Многие дети из-за своей нетерпеливости разговаривают очень быстро, стремясь поскорее поделиться тем, что они узнали и услышали. При этом они захлебываются, недоговаривают окончания, « глотают » звуки и слоги, путают слова. И если родители, в место того чтобы умерить эту торопливость, сами говорят скороговоркой, у ребенка может закрепится убыстренный темп речи. А ускоренная речь – это уже самостоятельное речевое расстройство, требующее логопедической помощи. Кроме того, торопливая речь – благоприятный фон для возникновения заикания.

              Спокойная, плавная, неторопливая речь должна окружать ребенка с самой колыбели.

              Как только ребенок начинает говорить, он постоянно спрашивает обо всем, что его окружает. Надо терпеливо выслушивать и стараться понятно ответить на все его « почему ? »  Если родители будут отмахиваться от этих вопросов, они в какой – то мере задержат умственное развитие ребенка.

              Недостатки речи, даже такие незначительные, как неправильное произношение одного какого – либо звука, создают дополнительные трудности в жизни ребенка, в общении его с другими детьми.

Так, часто ребенок из – за речевых нарушений не выступает на утренниках в детском саду, стесняется говорить со сверстниками, боясь насмешек или передразниваний. Более сложные речевые расстройства могут отрицательно сказаться и на формировании характера ребенка.

              Поэтому родители должны сделать все зависящие от них, чтобы речь ребенка развивалась нормально, а в случае необходимости – своевременно обратиться к специалисту.

              Выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей.                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Проблема зрительных растройств у дошкольников.

Контрольная работа. Полная версия по психопаталогии и невропатии.Сделана для педколледжа....

ТРЕНИНГ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИМИ С ДЕТЬМИ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА «Принять. Понять. БлагоДарить».

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ...

Значение семьи в предупреждении психосоматических растройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Презентация для педагогов ДОУ. Что такое психосоматика; Категории детей наиболее подверженных психосоматическим растройствам; профилактика растройств....