Через игру к познанию музыки
консультация

Бутова Татьяна Викторовна

Родителям дается материал по разным играм для развития музыкальных способностей детей и рекомендации, как использовать эти игры дома,показываются разные пособия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_igry_dlya_detey.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Через игру к познанию музыки»

        Для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Используя музыкальные игры, родители и учителя имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т.д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.

        Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Он всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом — обогащает его духовный мир.

Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо наступил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают хоть какие-то звуки, есть и музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека. Сегодня я познакомлю вас с играми, которые помогут нам с вами заинтересовать ребенка и развить его музыкальные способности.

Музыка началась с ритма. В Азии и Африке существуют народы, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как таковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Эти ритмы переходят из поколения в поколение. Отцы передают их своим детям, причем запоминают они их, конечно, на слух, т. к. никакой нотной письменности у этих народов нет.

Вообще, ритм — это основа всей музыки. Возможно ли представить существование мелодии без ритмической опоры, хотя бы самой примитивной? Попробуйте любую знакомую мелодию пропеть без определенной длины каждой звука, произвольно, и она сразу же потеряет смысл и узнаваемость. Поэтому она обязательно должна быть организована во времени, в противном случае затрудняется ее восприятие и возможность воспроизведения.  А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. И в этом мы с вами убедимся на примере игр, которые развивают чувство ритма.

Одна из самых простых музыкальных игр — на запоминание прохлопанного ритма. Примером такой игры является игра «Аплодисменты». Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу. Мы с вами это сейчас попробуем сделать.

Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов, например, игра «Стучалки». Под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы — деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем тембровую память. В игре участвуют несколько детей! Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть — по металлической.

Очень любят дети игру «Кого встретил Колобок». Во-первых, все эти герои игры им знакомы с раннего детства, они очень хорошо откликаются на музыкальные характеристики героев, как правило, безошибочно определяют их по музыкальному отрывку. Цель этой игры – развитие умения детей определять характер музыки, образные восприятия.( Показать  пособие)

Для игры «Карнавал» ребятишкам понадобятся новые инструменты, и сделать их придется своими руками. Чтобы сделать один из них, нужно простую жестяную банку из-под фанты или другого газированного напитка наполнить какими-нибудь мелкими сыпучими предметами — рисом, песком или мелкими камешками и аккуратно заклеить отверстие скотчем или пластырем. Если у кого-нибудь найдутся детские маракасы, значит своеобразный латиноамериканский ансамбль налицо почти в полном составе.

Теперь нам нужна любая мелодия в ритме самбы, румбы, танго или босановы, возможно применение фонограммы. Игра заключается в том, чтобы предварительно потренировавшись, попробовать «влиться» в звучание заранее заготовленной музыки.

Много игр проводятся на музыкальных занятиях. Хорошо, если родители знают эти игры и продолжают играть с детьми в них дома. Я хочу вас познакомить с некоторыми играми. У каждой игры есть своя цель развивать ребенка в какой-то области.

Игра «Музыкальный домик» развивает тембровую память ребенка, расширяет знания музыкальных инструментов. Дома можно изготовить самим любой музыкальный домик, хотя бы из сказочного новогоднего подарка и в окошки вставить картинки музыкальных инструментов. Проиграть на имеющемся музыкальном инструменте, например, погремушке. Ребенок должен вставить в окошечко этот инструмент.( показать пособие)

Цель игры «Восьмерка» - тренировать дыхание перед распевками. Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.  

Хорошо если песни, выученные в детском саду, знают родители и тогда дома можно повторять их с ребенком в виде игр в разных вариантах. Например, показав картинку елочки, спеть песню «Елочка», картинку собачки – «Тяв-тяв» А.Герчик, картинку цыпленка – «Цыплята» А.Филипенко и т.д.

Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня — это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается или вообще перестает с вами общаться.

Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня - один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок  часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.

Наряду с пением для ребят старшего возраста дается понятие песенной формы – куплет, запев, припев, вступление, проигрыш. Это игра «Разноцветные кубики», где цвета соответствуют форме песни. Даю пояснение к игре.( показать пособие)

        На закрепление понятия «характера музыки» предназначена игра «Весело-грустно». Здесь задание сложнее. Вот карточки с изображением человека и его настроением. Сложность заключается в том, что между грустным и веселым настроением есть спокойной выражение, это для детей представляет большую трудность. Для маленьких детей эта же цель достигается в игре «Солнышко и тучка». 

На освоение жанров музыкального произведения применяем игру «Светофор» (показываю демонстрационный материал). В этой игре цвет соответствует жанру музыкального произведения, красный – песне, желтый – маршу, зеленый – танцу. Дети любят разнообразить эту игру движениями, в соответствии с жанром музыки. ( показать пособие)

        Очень полезно поиграть с детьми в игру «Эхо». Дети должны пропеть за взрослыми напевку или прохлопать в ладоши ритмический рисунок.

        Хорошо, если родители дома с детьми разучивают русские народные считалочки, потешки, скороговорки. Это помогает  успешно применять их в играх, хотя бы для выбора водящего. Дети очень любят применять знакомые им считалки, песенки, потешки, скороговорки.

Очень надеюсь, что сегодняшняя наша с вами беседа будет полезна вашим детям, и вы будете чаще играть с детьми, используя результаты нашей встречи. Так незаметно, играя, вы поможете ввести вашего ребенка в мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение и познание мира через игру

Консультация для родителей...

Через игру к познанию или развитие познавательной активности у дошкольников в различных видах игр.

Консультация для родителей и педагогов о развитии познавательной активности у дошкольников в различных видах игр....

Игра для дошкольников – способ познания окружающего.Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт.

Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает социальный опыт....

Методические рекомендации к занятию по ПДД для детей дошкольного возраста с ОВЗ:«Через игру – к познанию ПДД».

Главная цель – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее....

Через игру к познанию или развитие познавательной активности у дошкольников в различных видах игр

Через игру к познанию или развитие познавательной активности у дошкольников в различных видах игр...