Взаимодействие с родителями
статья по теме

Яскевич Галина Алексеевна

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с
родителями


ВВЕДЕНИЕ

Вы должны всегда верить в лучшее,
что есть в вашем ребенке.

В лучшее, что в нем еще будет.

Быть уверенным в том, что рано или поздно
это лучшее непременно проявится,
и сохранить оптимизм
во всех педагогических невзгодах.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и
личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка,
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,
не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
в раннем возрасте».

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает
взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по этой причине.


Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики
показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна
на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько
аспектов. Остановимся на некоторых из них:

Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания;

Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе
воспитания и обучения детей - дошкольников.

Со второй половины 19 века, с открытия первых детских садов в России
появляется проблема приоритетности общественного и семейного
воспитания.

После 1917 года приоритет отдается общественному воспитанию,
призванному обеспечить подрастающему поколению с ранних лет
всестороннее развитие и освободить женщину для трудовой, политической и
культурной жизни (Н.К. Крупская). Эти взгляды поддерживали А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. При этом они подчеркивали, что
общественное воспитание должно соединиться с семьей.

Повторно проблема приоритетности рассматривается после утверждения
Концепции дошкольного воспитания в 1989 году. Происходит переоценка
ценностей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является
необходимой и первостепенной в воспитании личности ребенка. Это
доказывают исследования, проведенные Т.А. Антоновой, Е.П. Арнаутовой,
В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой и другими.

Опираясь на результаты исследований, наблюдения массовой практики,
можно говорить об актуальности проблемы взаимоотношений в социально-
психологической подсистеме "родители - ребенок".

Актуальность обуславливается следующим:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает .В семье,
где уже установился или устанавливается психологический климат.

Г.Н. Гришина, рассматривая структуру психологического климата
семьи, в качестве базового компонента выделяет эмоциональные отношения
ее членов. Наряду с эмоциональным выделяет нравственный компонент,
выраженный в системе нравственных ценностей, принимаемых всеми
членами семьи, а также интеллектуальный компонент. Последний
реализуется, проявляется и развивается в процессе информационного,
познавательного взаимодействия детей с близкими взрослыми и
представляет собой комплекс интеллектуальных контактов. Все
представленные компоненты взаимосвязаны, однако их специфика и
потенциальные возможности для воспитания ребенка различны. И от того, в
какой психологический климат семьи попадает ребенок, зависит его
социально-психическое, интеллектуальное развитие.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что
способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного
влияния.

В силу возрастных психологических особенностей (образность
мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.)
дошкольник "открыт" для воздействия взрослого, который особенно значим,
притязаем для ребенка, к которому он испытывает доверие (мама, папа и
другие).

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций,
обращение к истокам народной культуры (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина).
Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное
развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в
разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок
получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое


решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная
природа (В.П. Дуброва).

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения
между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на
осознание дошкольниками правила-стиля общения с другими людьми, а затем
переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон
личности ребенка дошкольника.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется
негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного
возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи
(проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к
нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей,
конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета
родителей (А.А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам,
психической напряженности, дефициту положительных эмоций,
психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и
эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и
психологов является установление положительных взаимоотношений между
воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями
для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к
ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.


Положительные факторы

Отрицательные факторы

  • Тесное взаимоотношение
    воспитателей и родителей в
    процессе воспитания и
    обучения детей -
    дошкольников (так как
    развитие ребенка с первых дней
    жизни протекает в семье, где
    уже установился или
    устанавливается
    психологический климат);
  • Каждая семья имеет свою
    численность и состав, что
    способствует многогранности,
    постоянству и длительности
    воспитательного влияния,
    которое способствует
    социально - нравственному
    развитию.

® Взаимодействие членов
родительской семьи, модели
поведения влияют на осознание
дошкольниками правил, стиля
общения с другими людьми,
что проецируется в их будущей
жизни и в семье.

Неблагоприятный
психологический климат семьи:

  • проявление жестокости к
    детям со стороны родителей;
  • пренебрежение к нуждам
    детей, применение физического
    наказания;
  • пьянство родителей,
    конфликты родителей с детьми.

Все это приводит к репрессиям,
ссорам, психической напряженности,
дефициту положительных эмоций,
психическим заболеваниям,
отставанию в умственном,
физическом и эмоциональном
развитии.

1


Положительные факторы

Отрицательные факторы

  • Непрерывное обучение для

сохранения        уровня

компетентности педагога;

  • Возможность        родителям

самостоятельно        решать

жизненные задачи;

  • Новые знания вводят человека в
    другую социальную реальность:
    дарят новое видение проблемы
    и мира;
  • Преемственность работы ДОУ и
    воспитание в семье;
  • Работа с родителями в ДОУ
    позволяет улучшить воспитание
    на всех этапах становления
    материнства;
  • По        результатам

социологического опроса МО
62% родителей хотели бы
видеть к себе отношение
уважительное,

доброжелательное. «как к
коллегам».

  • К педагогам приходят семьи с
    запущенными ситуациями,
    накапливая проблемы («так
    жили родители и прародители, и
    ничего, выжили»);
  • Обучать взрослых (родителей)

порой гораздо сложнее, нежели
детей, поэтому степень
компетентности        педагога

должна быть на должном
уровне;

  • Современная необходимость

людей в заработке денежных
ресурсов приводит к
выплескиванию        своих

внутренних эмоций на семье
(чаще всего на детях), таким
образом, ребенок попадает в
ситуацию зависимости от
настроения своего родителя, что
сказывается на его психическом
развитии;

  • Возможность столкнуться с

низкой        компетентностью

родительского (материнского, в
частности) поведения;

  • Между ребенком складываются

непродуктивные        типы

привязанностей

(сверхзавышенные отношения,
эмоционально отвергающие,
жесткоагрессивные и др. ;

  • Новый подход на принципах

андрогогики (наука об
образовании взрослых) является
для коллектива стрессовым
фактором, так как на это
требуется        время        для

перестройки и адаптации.        


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
КОНЦЕПЦИЯ

Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу с
целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей,
установления контакта с её членами, для согласования воспитательных
воздействий на ребенка. Реализация и цели и задач проекта предполагает
поэтапную работу по двум направлениям: с родителями, с педагогами.

В данном проекте проблему взаимодействия детского сада и семьи мы
рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский
сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи ’
на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание
им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются
такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей,
консультации и т.д.; с другой стороны - это "Семья - детскому саду" -
процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-
образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков,
коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники,
развлечения.


Цель:

Повышение уровня педагогической культуры родителей (Вернуть
родителей собственным семьям. Научить их быть родителями).

Задачи:

  1. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и
    методы взаимодействия детского сада и семьей.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  3. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
  4. Способствовать активному включению родителей в воспитательно -
    образовательный процесс детского сада.
  5. Популяризировать деятельность ДОУ.

Участники:

  • родители
  • педагоги
  • дети младшего дошкольного возраста

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе детского
    сада.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах адаптации детей к
    условиям детского сада.
  4. Сокращение сроков адаптации детей раннего возраста и создание условий
    для психофизического благополучия детей в ДОУ.

Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка
дошкольника. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется
негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного
возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи
(проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к
нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей,
конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета
родителей (А.А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам,
психической напряженности, дефициту положительных эмоций,
психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и
эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

Таким образом, данный проект направлен на один из основных вопросов
обучения и воспитании детей. Тем самым, вопрос остается открытым и
нуждающимся в дальнейшем изучении. По итогам реализации проекта мы
сможем говорить о результатах и сделать последующие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...