Типы темперамента и воспитание
материал по теме

Филатова Анастасия Юрьевна
Все мы знаем, что даже у маленьких детей свой характер и темперамент, но как будет отличаться воспитание маленьких холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов. Как узнать к какому типу темперамента относится ваш малыш? Какие доводы и воспитательные меры будут наиболее эффективны и когда?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_temperamenta_i_vospitanie.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА ПО ТИПУ ТЕМПЕРАМЕНТА

Безусловно, все дети разные. К каждому ребенку необходим индивидуальный подход, каждая мама и каждый папа знают и чувствуют что лучше для ребенка.

Однако, есть общие поведенческие особенности, опираясь на которые, вы сможете понять чему именно важно уделить повышенное внимание в воспитании. Под общими поведенческими особенностями мы будем иметь виду тип темперамента, который можно определить уже у маленьких детишек, просто понаблюдав.

Темперамент ребенка определяется силой или слабостью нервных процессов, уравновешенностью или неуравновешенностью, подвижностью или регидностью нервной системы)

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

В качестве примера этого типа темперамента у ребенка можно привести всем известного Винни-Пуха. Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое. Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Как воспитывать Сангвиника: 

*Стремиться выработать у него устойчивые интересы.

*Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца. *Учить аккуратности и сконцентрированности, при появлении небрежности и поверхностности при выполнении заданий.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Пример этого типа темперамента у ребенка– Сова из того же «Винни-пуха». Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами. Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным, но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Как воспитывать Флегматика:

*Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.

*Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.

*Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.

*Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения) 

Пример этого типа темперамента у ребенка – поросенок Пятачок.

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур». Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Как воспитывать Холерика:

*Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела. *Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности. Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию

*Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций. *Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.

*Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Ребенок-Меланхолик (слабый) 

Пример этого типа темперамента у ребенка – ослик Иа-иа.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы, хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются. Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Как воспитывать Меланхолика:

* Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.

* Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.

*Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.

* Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально. Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

*Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка

*Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент

*Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

(с использованием материалов с сайта supermams.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»

«Типы темперамента детей. Рекомендации  для работы с детьми с различными типами темперамента»...

Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента.

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст...

Консультация для родителей "Типы темперамента. Учет темперамента в воспитании детей".

Среди индивидуальных особенностей личности, которые характеризуют особенности поведения, деятельности, общения, особое место принадлежит темпераменту.Знание темперамента поможет сформировать у дошколь...

Консультация для педагогов и родителей «Типы темперамента детей. Рекомендации по воспитанию детей с различными типами темперамента»

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения....