"Всемирный день прав ребенка"
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
20 ноября все человечество будет отмечать Всемирный день прав ребенка. Дата выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно в этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".
Для достижения этой цели он призывает "родителей, добровольные организации, местные власти и национальные правительства" соблюдать права детей, претворяя в жизнь законодательные меры. В 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. В 2000 году подписана Декларация тысячелетия, согласованная всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями. Декларация предусматривает достижение различных показателей - от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ и СПИДа. Хотя цели данных документов относятся ко всему человечеству, самое важное значение они имеют именно для детей.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которое можно распознать по особенностям внешнего вида и поведения несовершеннолетнего.
2. Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми. Причем, согласие ребенка в данном случае не дает оснований считать данные действия ненасильственными, поскольку ребенок не имеет представления о характере действий и не может предвидеть для себя последствия. Опыт показывает, что насильники и извращенцы заманивают детей сладостями, привлекательными вещами (фотоаппарат, игра или игрушка и т.д., участием в съемках фильма и т.д.), зная о том, что для несовершеннолетних, включая подростков гораздо значимее ближайшая перспектива, чем отсроченные последствия.
3. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
Многие родители не знают, что к данной форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- издевательство над дорогим ребенку человеком;
- аморальное, асоциально, развращающее поведение взрослых в присутствии ребенка;
- вынуждение ребенка попрошайничать, бродяжничать и т.д.
4. Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие обеспечения питанием, условиями проживания, одеждой, содержания ребенка. Отсутствие в семье заботы о здоровье, ухода, защиты, контроля и требовательности со стороны родителей, законных представителей. Говоря о «заброшенности» ребенка, мы должны понимать, что столкнулись с одной из форм жестокого обращения. Самая распространенная форма – оставление на длительное время дома детей одних или с малознакомыми людьми, людьми в силу возраста или болезни немощными. Именно этот вид насилия зачастую становится источником более страшных преступлений, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и совершенных самими несовершеннолетними.
Почему именно ДЕТИ становятся жертвами преступлений?
Потому что дети доверчивы и беспечны, они не имеют негативного опыта, открыты и доброжелательны ко всему миру. Преступник же может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.
Избежать насилия можно. Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию, научиться доверять своим чувствам, принять правильное решение и не стесняться показаться смешным в какой-либо ситуации.
БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!
Соблюдая правила безопасности, ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого нужно навсегда усвоить “Правило четырёх “НЕ”:
- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
- Не заходи с ними в лифт и подъезд.
- Не садись в машину к незнакомцам.
- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
- Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
- Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
- Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
- Если новый знакомый угощает чем-то.
Поэтому мой совет:
на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ!», даже если очень интересно. А придя домой надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой:
- Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
- Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, • куда и с кем отправляешься.
- Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!»
- Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
- Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от неё и ни в коем случае не садись в неё.
- Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
ГДЕ преступники поджидают своих жертв?
В ЛИФТЕ.
- Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину. Не входи с незнакомым человеком в лифт.
- Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
- Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями.
- Постоянно нажимай кнопку ближайшего этажа.
- Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
- Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.
А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
- Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником.
- Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чём есть.
В ПОДЪЕЗДЕ.
- Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом. Если кто-то идёт – не подходи к подъезду.
- Погуляй на улице 5-10 минут, и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
- Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
- Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд • войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
- Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
- При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
В ЧУЖОЙ МАШИНЕ.
Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле надо выполнять “Правила поведения в автомобиле”:
- Если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям.
- Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к машине внимание других водителей. Если перекресток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника полиции.
- Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
- Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.
- Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
НА УЛИЦЕ.
На улице даже днём детей подстерегает множество опасностей. Вот, что надо делать, если к тебе пристаёт незнакомец:
- Не жди, когда тебя схватят.
- Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
- Убегай в ту сторону, где много людей.
- Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.
- Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
- Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
- Как только он ослабит хватку – убегай.
Правила поведения на улице:
- Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
- В автобусе, трамвае, метро, в электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
- Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.
- Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
- Иди по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
- Переходи по подземному переходу в группе.
- Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
- Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону.
- Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
В ГОСТЯХ.
Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.
Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.
Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию необходимо помнить следующие
Правила поведения:
- Обязательно предупреди родных или верных друзей о том, с кем и куда ты идешь, сколько времени планируешь там провести.
- В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти на вечеринку, в компанию или ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Молодые люди считают, что девушка заранее согласна на сексуальный контакт. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
- Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет!».
- С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
- Если давление продолжается, не бойся шума или скандала, например, на вечеринке – несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
- Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой. Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.
Дома тоже не всегда безопасно.
Всем следует знать Правила поведения в своём доме:
- Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
- Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут.
- Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки.
- Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи.
- Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.
Зачем же тогда отворять дверь?
Ребенок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которых давно знаете.
Домашнее насилие, насилие в семье.
Но ещё хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.
Что должно насторожить нас, взрослых, во внешнем виде, самочувствии и поведении ребенка:
- неопрятный, неухоженный вид, ребенок одет не по сезону;
- внешние повреждения, имеющие специфический или систематический характер;
- повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастного случая;
- стремление скрыть причину травмы;
- боязнь физического контакта со взрослыми (ребенок вздрагивает, отклоняется, отходит от приближающегося взрослого, отводит взгляд, не смотрит в глаза);
- самоповреждающее поведение (порезы, царапины и т.д.);
- попытки самоубийства; высказывания, рисунки, записи о суициде;
- пассивное реагирование на боль;
- отсутствие сопротивления, желания защитить себя;
- чрезмерная уступчивость; угодливое поведение;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с более слабыми, с животными;
- нежелание ребенка возвращаться домой, длительное нахождение на улице и, как следствие – побеги из дома;
- неразборчивые знакомства (знакомится ситуативно, не интересуется новым товарищем: может не знать где он живет, учится, кто его родители), трудности в установлении устойчивых дружеских связей;
- «зацикленность» на теме секса, интимных отношений, в подростковом возрасте циничные высказывания, жесты, рисунки сексуального характера;
- хронические мочеполовые инфекции;
- частые соматические заболевания, резкие колебания в весе;
- нервно-психические расстройства: нервные тики, энурез, ночные кошмары, страхи;
- стремление закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
- безразличное отношение к себе, своему будущему, низкая самооценка;
- беспорядочные половые связи;
- беременность;
- замкнутость, закрытость, особенно в вопросах взаимоотношений в семье;
- задержка физического или умственного развития ребенка;
- регрессивное поведение (ребенок начинает себя вести «как маленький»);
- аддиктивное поведение (употребление алкоголя, токсических и других психоактивных веществ);
- кражи (особенно продуктов питания, вещей первой необходимости);
- любые нарушения ролевых отношений в семье (ребенок берет на себя роль родителей и т.д.)
Сами дети, подвергшиеся насилию, из-за боязни повторно подвергнуться жестокому обращению, редко обращаются за помощью в соответствующие государственные органы, учреждения. Дети, особенно подростки, боятся распространения информации о произошедшем факте насилия среди сверстников и взрослого окружения.
Положение дел осложняется также тем, что в случае, если насилие совершается внутри семьи, родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы». Это важно помнить родителям!
- Уважайте своего ребенка, не позволяйте другим и не заставляйте сами ребёнка делать что-то против своей воли.
- Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
- Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
- Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
- Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
- Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что же делать в случаях, когда насилие произошло?
Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!
Любой ребёнок может обратиться в полицию. По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего может быть возбуждено и без подачи заявления.
Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в полицию, надо обратиться к маме, к друзьям, к хорошо знакомым соседям, учителям. Или позвонить по телефону доверия.
Конечно, сделать это трудно, но всё-таки нужно!
«Всемирный день прав ребенка»
Подготовила:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)
Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Всемирный день прав ребёнка», по правовому воспитанию детей дошкольного возраста
Программное содержание:1. Формировать у детей основы правосознания, понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы. 2. Развивать ...
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА В МБДОУ №1 «РУСАЛОЧКА».
20 ноября - Всемирный День прав ребенка....
Тренинг ко Всемирному дню прав ребенка с участием родителей и педагогов "Имеем право"
Тренинг разработан к Всемирному дню прав ребенка, направлен на формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты прав детей на основании нормативных документов в области прав ребенк...
2.03.2020г. Консультация "Всемирный день прав потребителей - 15 марта 2020г."
15 марта ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация находится в свободном доступе интернета. О проведении Всемирного дня прав потребителей в 2020 годуЗа рациональное потребление!Под таким девизом 15 м...
Всемирный день прав ребенка
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка. В преддверии этого дня в младшей группе №2 "Малинка" прошло познавательное мероприятие «Права ребенка». Цель занятия: п...
Правовой марафон ко Всемирному дню прав ребенка с участием педагогов ДОУ «Уроки Права в новом веке»
Актуальность правового воспитания в том, чтообщество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, своб...