"Всемирный день прав ребенка"
консультация (младшая группа) по теме

Права и обязанности ребенка в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsemirnyy_den_prav_rebenka.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

20 ноября все человечество будет отмечать Всемирный день прав ребенка. Дата выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно в этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Для достижения этой цели он призывает "родителей, добровольные организации, местные власти и национальные правительства" соблюдать права детей, претворяя в жизнь законодательные меры. В 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. В 2000 году подписана Декларация тысячелетия, согласованная всеми странами мира и всеми ведущими мировыми учреждениями. Декларация предусматривает достижение различных показателей - от сокращения к 2015 году вдвое масштабов крайней нищеты до прекращения тенденции к распространению ВИЧ и СПИДа. Хотя цели данных документов относятся ко всему человечеству, самое важное значение они имеют именно для детей.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

 1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических  повреждений ребенку, которое можно распознать по особенностям внешнего вида и поведения несовершеннолетнего.

 2. Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми. Причем, согласие ребенка в данном случае не дает оснований считать данные действия ненасильственными, поскольку ребенок не имеет представления о характере действий и не может предвидеть для себя последствия.  Опыт показывает, что насильники и извращенцы заманивают детей сладостями, привлекательными вещами (фотоаппарат, игра или игрушка и т.д., участием в съемках фильма и т.д.), зная о том, что для несовершеннолетних, включая подростков гораздо значимее ближайшая перспектива, чем отсроченные последствия.

 3. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Многие родители не знают, что к данной форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • издевательство над дорогим ребенку человеком;
  • аморальное, асоциально, развращающее поведение взрослых в присутствии ребенка;
  • вынуждение ребенка попрошайничать, бродяжничать и т.д.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие обеспечения питанием, условиями проживания, одеждой, содержания ребенка. Отсутствие в семье заботы о здоровье, ухода,  защиты, контроля и требовательности со стороны родителей, законных представителей. Говоря о «заброшенности» ребенка, мы должны понимать, что столкнулись с одной из форм жестокого обращения. Самая распространенная форма – оставление на длительное время дома детей одних или с малознакомыми людьми, людьми в силу возраста или болезни немощными. Именно этот вид насилия зачастую становится источником более страшных преступлений, совершенных как в отношении несовершеннолетних, так и совершенных самими несовершеннолетними.

Почему именно ДЕТИ становятся жертвами преступлений?

Потому что дети доверчивы и беспечны, они не имеют негативного опыта, открыты и доброжелательны ко всему миру. Преступник же может подобрать нужный ключик к любому ребёнку.

Избежать насилия можно. Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию, научиться доверять своим чувствам, принять правильное решение и не стесняться показаться смешным в какой-либо ситуации.

БУДЬ   ВСЕГДА   НАЧЕКУ!!!

Соблюдая правила безопасности, ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

Для этого нужно навсегда усвоить “Правило четырёх “НЕ”:

  • Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
  • Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  • Не садись в машину к незнакомцам.
  • Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
  • Если новый знакомый угощает чем-то.

Поэтому мой совет:

на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ!», даже если очень интересно. А придя домой надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой:

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, • куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!»

  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
  • Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от неё и ни в коем случае не садись в неё.
  • Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

ГДЕ преступники поджидают своих жертв?

В ЛИФТЕ.

  • Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину. Не входи с незнакомым человеком в лифт.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
  • Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями. 
  • Постоянно нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по  обстоятельствам:

  • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником.
  • Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чём есть.

В ПОДЪЕЗДЕ.

  • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом. Если кто-то идёт – не подходи к подъезду.
  • Погуляй на улице 5-10 минут, и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
  • Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд • войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

В ЧУЖОЙ МАШИНЕ.

Машина – это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.

Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле надо выполнять “Правила поведения в автомобиле”:

  • Если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщи об этом родителям.
  • Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к машине внимание других водителей. Если перекресток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника полиции.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
  • Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.
  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

НА УЛИЦЕ.

На улице даже днём детей подстерегает множество опасностей. Вот, что надо делать, если к тебе пристаёт незнакомец:

  • Не жди, когда тебя схватят.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай в ту сторону, где много людей.
  • Если тебе зажимают рот рукой, укуси за руку.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку – убегай.

Правила поведения на улице:

  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, трамвае, метро, в электричке садись ближе к водителю или машинисту и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу показать, как проехать туда-то. Ни в коем случае не садись в машину, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
  • Иди по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
  • Переходи по подземному переходу в группе.
  • Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.

  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, перейди на другую сторону.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.

В ГОСТЯХ.

Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию необходимо помнить следующие

Правила поведения:

  • Обязательно предупреди родных или верных друзей о том, с кем и куда ты идешь, сколько времени планируешь там провести.
  • В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти на вечеринку, в компанию или ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Молодые люди считают, что девушка заранее согласна на сексуальный контакт. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
  • Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет!».
  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.

  • Если давление продолжается, не бойся шума или скандала, например, на вечеринке – несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
  • Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой. Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

 

Дома тоже не всегда безопасно.

Всем следует знать Правила поведения в своём доме:

  • Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
  • Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть люди, подожди, пока они не уйдут.
  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в  диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки.
  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи.
  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

Каждый ребёнок должен понять, что по серьёзному делу взрослые будут разговаривать только с родителями. Если с почты принесли телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, значит, это могут сделать только взрослые.

Зачем же тогда отворять дверь?

Ребенок должен просто сказать, чтобы пришли в тот час, когда дома будут взрослые. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которых давно знаете.

Домашнее насилие, насилие в семье.

Но ещё хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты, потому что подсознательно считают себя виновными в происходящем и боятся презрения окружающих. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся. Именно поэтому такие прецеденты могут повторяться неоднократно.

Что  должно насторожить нас, взрослых, во внешнем виде, самочувствии  и поведении ребенка:

  • неопрятный, неухоженный вид, ребенок одет не по сезону;
  • внешние повреждения, имеющие специфический или систематический характер;
  • повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастного случая;
  • стремление скрыть причину травмы;
  • боязнь физического контакта со взрослыми (ребенок вздрагивает, отклоняется, отходит от приближающегося взрослого, отводит взгляд, не смотрит в глаза);
  • самоповреждающее поведение (порезы, царапины и т.д.);
  • попытки самоубийства; высказывания, рисунки, записи о суициде;
  • пассивное реагирование на боль;
  • отсутствие сопротивления, желания защитить себя;
  • чрезмерная уступчивость; угодливое поведение;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с более слабыми, с животными;
  • нежелание ребенка возвращаться домой, длительное нахождение на улице  и, как следствие – побеги из дома;

  • неразборчивые знакомства (знакомится ситуативно, не интересуется новым товарищем: может не знать где он живет, учится, кто его родители), трудности в установлении устойчивых дружеских связей;
  • «зацикленность» на теме секса, интимных отношений, в подростковом возрасте циничные высказывания, жесты, рисунки сексуального характера;
  • хронические мочеполовые инфекции;
  • частые соматические заболевания, резкие колебания в весе;
  • нервно-психические расстройства: нервные тики, энурез, ночные кошмары, страхи;
  • стремление закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
  • безразличное отношение к себе, своему будущему, низкая самооценка;
  • беспорядочные половые связи;
  • беременность;
  • замкнутость, закрытость, особенно в вопросах взаимоотношений в семье;
  • задержка физического или умственного развития ребенка;
  • регрессивное поведение (ребенок начинает себя вести «как маленький»);
  • аддиктивное поведение (употребление алкоголя, токсических и  других психоактивных веществ);
  • кражи (особенно продуктов питания, вещей первой необходимости);
  • любые нарушения ролевых отношений в семье (ребенок берет на себя роль родителей и т.д.)

Сами  дети,  подвергшиеся  насилию, из-за боязни повторно подвергнуться жестокому  обращению, редко обращаются за помощью в соответствующие  государственные  органы, учреждения. Дети, особенно подростки, боятся  распространения информации о произошедшем  факте  насилия среди сверстников и взрослого окружения.

Положение дел осложняется также тем, что в случае, если насилие совершается внутри семьи, родители, которые должны защищать своих детей, не желают «выносить сор из избы». Это важно помнить родителям!

  • Уважайте своего ребенка, не позволяйте другим и не заставляйте сами ребёнка делать что-то против своей воли.

  • Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
  • Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
  • Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
  • Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
  • Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

 

Что же делать в случаях, когда насилие произошло?

Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом!

Любой ребёнок может обратиться  в полицию. По закону дело об изнасиловании несовершеннолетнего может быть возбуждено и без подачи заявления.

Если по каким-то причинам у несовершеннолетнего нет возможности пойти в полицию, надо обратиться к маме, к друзьям, к хорошо знакомым соседям, учителям. Или позвонить по телефону доверия.

Конечно, сделать это трудно, но всё-таки нужно!

«Всемирный день прав ребенка»

Сегодня в мире отмечают День прав человека - Новости Информационный портал "Украинский Выбор": аналитика, мнения, комментарии.

                                                                        Подготовила:                                                                                          

                                                                        воспитатель Алексеева О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)

Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Всемирный день прав ребёнка», по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

Программное содержание:1.    Формировать у детей основы правосознания, понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы. 2.    Развивать ...

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА В МБДОУ №1 «РУСАЛОЧКА».

20 ноября - Всемирный День прав ребенка....

Тренинг ко Всемирному дню прав ребенка с участием родителей и педагогов "Имеем право"

Тренинг разработан к Всемирному дню прав ребенка, направлен на формирование вдумчивого и ответственного отношения к процессу защиты прав детей на основании нормативных документов в области прав ребенк...

2.03.2020г. Консультация "Всемирный день прав потребителей - 15 марта 2020г."

15 марта ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙИнформация находится в свободном доступе интернета. О проведении Всемирного дня прав потребителей в 2020 годуЗа рациональное потребление!Под таким девизом 15 м...

Всемирный день прав ребенка

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребенка. В преддверии этого дня в младшей группе №2 "Малинка" прошло познавательное мероприятие «Права ребенка». Цель занятия: п...

Правовой марафон ко Всемирному дню прав ребенка с участием педагогов ДОУ «Уроки Права в новом веке»

Актуальность правового воспитания в том, чтообщество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, своб...