Клуб для родителей
методическая разработка на тему

Алексеева Наталия Валентиновна

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klub_dlya_roditeley.doc.zip31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» г.Белореченска МО Белореченский район

Тема: «Работа с родителями через организацию и функционирование детско-родительского клуба»

Срок реализации: январь 2013 – декабрь 2015г.

Руководители: Любимова Нина Николаевна, заведующая

                 Алексеева Наталья Валентиновна, старший воспитатель

 

«Где нет воодушевления, там нет и воспитания»

Актуальность

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада. Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.

Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед детским садом широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:

  • отказаться (в некоторой степени) от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
  • вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы, в зависимости от особенностей и потребностей семей;
  • отказаться от столь распространенной «добровольно-принудительной» основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей в мероприятиях;
  • сменить роль родителей: вместо «пассивного слушателя» - «активный участник»;
  • от разовых бессистемных мероприятий перейти к планомерной, систематической, последовательной работе.

Цель деятельности детско-родительского клуба – комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), гармонизация детско-родительских отношений.

Основные задачи работы клуба

  • Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.
  • Создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
  • Построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОУ и семьи.
  • Подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.
  • Создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.

Технология организации и функционирования детско-родительского клуба имеет четкую структуру, включающую все необходимые компоненты. Методологический компонент включает актуальность, целеполагание, новизну, планирование  и критерии оценки эффективности работы.

Ведущими принципами организации детско-родительского  клуба являются:

 - добровольность участия членов в его работе;

- свобода выбора деятельности;

- возможность реализации своих интересов и способностей в творчестве и общении.

Главными функциями детско-родительского клуба являются:

  • коммуникативная – формирование условий для общения, проведения досуга;
  • предметно-деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;
  • социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
  • социально-культурная – решение личных и семейных проблем, формирование собственной социокультурной среды

Специфика детско-родительских клубов:

  1. Это разновозрастные клубы, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки).
  2. Их членами являются лица обоих полов, что дает возможность ребенку восполнять дефицит общения при отсутствии значимых членов семьи (мальчики и девочки, мужчины и женщины).
  3. По видам деятельности клубы полифункциональны (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
  4. В них предусматриваются как очные, так и заочные формы общения.
  5. Могут быть организуемыми и самоорганизующимися.
  6. Существенной характеристикой  клубов является их педагогическая и досуговая направленность.

На основе методологического компонента определены составляющие процессуального компонента технологии: этапы, а также задачи, содержание, формы и методы работы на каждом из них.

1 этап  - Подготовительный (январь – май  2013г.) 

Данный этап реализуется в инвариантном блоке (взаимодействии со всем контингентом родителей).

Инвариантный блок - это фундамент их дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения. В процессе взаимодействия необходимо помочь родителям овладеть системой психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка дошкольного возраста, а также обогатить палитру содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития; приобрести умение применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, справляться с собственными личностными проблемами без вреда для эмоционального самочувствия ребенка; согласовывать свои действия с действиями других взрослых членов семьи.

Задачи:

  • создать условия  для организации клуба;
  • разработать  нормативно-правовую базу;
  • информировать  родителей о работе клуба;
  • изучение особенностей, потребностей семей;
  • выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи.

Содержание:

  • взаимодействие с родителями на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка, путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи;
  • изучение семейной среды, условий воспитания и развития ребенка;
  • взаимодействие с родителями через «Академию для родителей» на сайте ДОУ.
  • Определение дифференцированных  групп родителей.

     Формы и методы:

Наблюдение, анкетирование, беседы, изучение продуктов деятельности, обмен опытом, наглядно-информационные, познавательные.

2 этап – Основной (июнь 2013 – август 2015 гг.)

На основе полученных в результате изучения семей данных, формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей. Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, трудностей и потребностей семей. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.

Задачи:

- объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития дошкольников;

- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;

- повышение педагогической компетентности родителей через организацию различных форм общения;

- пропагандировать опыт семейного воспитания;

- укреплять детско-родительские отношения;

- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми;

-популяризация  деятельности ДОУ в образовательном пространстве города и района.

     3 этап – Контрольно-результативный (сентябрь-декабрь 2015 г.)

На этом этапе происходит оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Показателями эффективности работы детско-родительского клуба также являются:

  • снижение конфликтности в работе педагогов и родителей;
  • повышение посещаемости мероприятий;
  • более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе;
  • увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов;
  • изменение характера запросов при консультировании.

Предполагаемый результат:

  • созданы условий для гармонизации детско-родительских отношений;
  •  обогатились  формы игрового взаимодействия в семье дошкольника;
  •  повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей.

ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

Месяц

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Семинар с элементами тренинга «Привыкаем к дет скому саду: проблемы адаптации»

(для родителей детей групп кратковременного пребывания и младших групп)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

Октябрь

Семинар с элементами тренинга «Кризис трех лет или Как устанавливать запреты»

(для родителей детей групп кратковременного пребывания и младших групп)

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Ноябрь

Семинар с элементами тренинга «Роль игры в семейном воспитании дошкольника»

(для родителей детей средних и старших групп)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

Консультация «Второй ребенок в семье: возможные проблемы и пути их решения»

(для семей, воспитывающих второго ребенка или готовящихся к его появлению)

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Декабрь

Семинар с элементами деловой игры «Физическая активность и здоровье. Психогимнастика в детском саду»

(для родителей детей старших и подготовительных групп)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель по физкультуре

Январь

Семинар с элементами игры «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики»

(для родителей детей групп кратковременного пребывания, младших и средних групп)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

учитель-логопед

Февраль

Консультация «Мама вышла замуж»

(проводится по необходимости)

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Семинар «Как помочь эмоциональному ребенку: о средствах арт-терапии»
(проводится по необходимости)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

Март

Семинар «Роль бабушки в жизни ребенка»

(проводится по желанию родителей)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

Консультация «Изящные выражения в детском лексиконе: роль книги в воспитании культуры речи»

(для родителей детей старших и подготовительных групп)

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

Апрель

Семинар «Права ребенка: бить или не бить»

(проводится по желанию родителей)

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Май

Консультация «Детские страхи, мамины страхи»

(проводится по желанию родителей)

Старший воспитатель,

педагог-психолог


Содержание и форма работы  детско-родительского клуба «Наш малыш»

В младшей группе

  Группы семей

Задачи

Форма работы

Примерное содержание

Примечание

                                                 Наглядная пропаганда

«Наш малыш»

(младший возраст)

Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.

Создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.

Выставки

  • Фото- выставка «Первые игры (НОД, прогулки и т. д.) в нашей группе».
  • Фото- выставка «Семейный альбом»
  • Выставки «Наши первые успехи»
  • Выставка «Карнавал ёлочных игрушек»

Оформляются 1 раз в квартал в общих помещениях

Тематические стенды, ширмы

  • Ребенок поступает в детский сад.
  • В детский сад как на работу

Оформляются в фойе групповых комнат

Папки-передвижки

  • Основные проблемы адаптации ребенка в ДОУ.
  • Детские болезни и их причины

Материалы предлагаются родителям

Буклеты, листовки

1. «Основные принципы семейного воспитания».

2. «Несколько полезных советов в воспитании детей»

3. «Мой ребенок пошел в детский сад».

4. «Влияние родительских установок на развитие детей»

Располагаются в доступном месте, предлагаются нуждающимся в дополнительной  информации родителям

                                             Методические мероприятия

Консультативный пункт

1.Мамин дневник «Мой малыш день за днем»

2.Спешите делать добро.

3.Осанка хорошая и плохая.

4.Основы правильного питания.

5.Я леплю из пластилина.

6.Так давай устроим праздник.

7.Вся правда о Мишкиной каше.

8.Что новенького?

9.Летний променад

1 раз в м-ц

Досуги

1.«Поиграй со мною папа»

2. «Наш кукольный театр»

Ноябрь,

Март

Встречи-семинары

1.Семинар с элементами тренинга «Кризис трех лет или как устанавливать запреты»»

2. «Роль игры в семейном воспитании дошкольника»

Декабрь,

апрель

Тренинги, деловые игры

1. "Сделай комплимент"

2. «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок"

3. Игра "Войди в круг"

4. Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Проводятся по мере формирования подгрупп родителей

Содержание и форма работы  детско-родительского клуба «Быть здоровыми хотим»

в средней группе

  Группы семей

Задачи

Форма работы

Примерное содержание

Примечание

                                                 Наглядная пропаганда

«Быть здоровыми хотим»

-Создать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью;

- выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

- ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.

Выставки

  • Выставка  «Для чего нам физкультура».
  • Фото - выставка «Быть здоровыми хотим».
  • Выставка «Здоровье и зима»
  • Выставка «Сочи 2014»

Сентябрь

Декабрь

Февраль

Февраль

Информационно-тематические стенды

  • «Каждому занятию свое время»
  • «Здоровое питание»
  • «Закалка, спот, движение»

Октябрь

Январь

Апрель 

Папки-передвижки

Гигиена питания

Все о здоровье

Ноябрь

март

Буклеты, листовки

памятки

1. Листовки «Витаминные рецепты».

2.Памятки «Здоровые родители – здоровые дети»

3. Памятки «Режим дня».

4. Буклеты «Движение - жизнь»

Декабрь

Февраль

Апрель

Май 

Анкетирование

1.«Какое место занимает физкультура в вашей семье?»

2. «Здоровье в семье»

Декабрь

Март

                                             Методические мероприятия

Консультативный пункт (сайт ДОУ)

1. «Современные виды спорта»

2. «Здоровое питание»

3. «Сохрани здоровье сам»

4. « История развития спорта»

5. « Береги себя»

6. «Сочи 2014».

7. «Мы едем, едем, едем….»

8. «Для чего соблюдать режим»                

9. «Летний променад»

1 раз в м-ц

Досуги

1. Спортивный огород

2. КВН «И в шутку и всерьез»

Ноябрь

Апрель

Встречи-семинары

1.Круглый стол «О здоровье  - всерьез!»

2. Семинар с элементами тренинга «Здоровые родители – здоровые дети»

3. Семинар «ДВИЖЕНИЕ – ЖИЗНЬ»

Декабрь

Март

Май

Содержание и формы работы детско-родительского клуба «Моя семья»

 в старшей группе

Название клуба

Задачи

Форма работы

Примерное содержание

Примечание

«Моя семья»

Наглядная пропаганда

-Расширение возможностей понимания своего ребенка.

-Выработка новых взаимодействий с ребенком.

-Активизация коммуникаций в семье.

-Создание условий для укрепления доверительных детско-родительских отношений.

Выставки

Фотовыставка «Мамины помощники», «Мамочка любимая моя».

 

Фотовыставка поделок «Подарок для  папы».

Ноябрь

 Февраль

Папка - передвижка

 Играем вместе с детьми  

Декабрь

Памятки

«Мама и папа»

«Роль игры в семейном воспитании»

Октябрь

Март

Методические мероприятия

Досуги

Конкурсно-игровая программа посвященная  «Дню матери»

Ноябрь

Февраль

Развлечение с элементами сказкотерапии для родителей и детей «Внимание! Внимание!»

Встречи-семинары

Семейная гостиная «Во что играют наши дети»

Мастер- класс «Подарок для папы»

Апрель

Февраль

Тренинг

Игровой тренинг с приглашением психолога «Поделись улыбкою своей»

Апрель

Консультативный пункт (сайт ДОУ)

Вопрос-ответ «Играйте всегда – играйте везде»

Консультация «Любимые увлечения вашего ребенка»

 Март

Май

Анкетирование

«Какой темперамент у вашего ребенка?»

Октябрь

Уголок клуба

Страничка психолога: «Какие игрушки нужны детям?»

Встречаем олимпиаду

Памятки

Рекомендации

Октябрь-Май

Содержание и формы работы детско-родительского клуба 

«Будущий первоклассник» в подготовительной группе

Группы семей

Задачи

Формы работы

Примерное содержание

Примечание

Наглядная пропаганда

«Будущий первоклассник»

1.Формирование представлений о видах готовности старшего дошкольника к обучению в школе и их роли в успешности обучения.

2.Расширение представлений о возможных путях формирования готовности к школе.  

3.Обеспечение готовности к школьному обучению выпускников детского сада усилиями ДОУ и семьи

Выставки

1.Выставка  дидактических игр по  подготовке детей к школе «Учусь играя»

2.Выставка творческих работ  детей «Зимняя сказка»

3. Выставка рисунков «Здравствуй школа!»

сентябрь

январь

апрель

Папки-передвижки

1. «Готовность к школе»

2. «Психологическая готовность ребенка к школе»

3. «Я иду в школу»

ноябрь

февраль

май

Буклеты, листовки

1. Буклет  «Будущие ученики»

2. Образ будущего первоклассника

3. Буклеты «Чему учат в школе?» (игровые приёмы с детьми)

ноябрь

декабрь

март

Методические мероприятия

Консультативный пункт (сайт ДОУ)

1. Консультация «Готовность ребенка к школе»

2. Консультация «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику»

3.  Консультация  «Кризис 6-7 лет»
4. Консультация « Психологическая готовность ребенка к школе– залог  успешного обучения»

5. Консультация «Сохранение зрения ребенка»

6. Консультация « Как выбрать школу?»

7. Консультация « Шпаргалки родителям будущих первоклассников»

8. Консультация «Готова ли семья к поступлению ребенка в школу?

 9. Консультация «Полезные советы к первому сентября»

1раз в месяц

Досуги

«Для тебя любимая»

ноябрь

Встречи-семинары

Встреча «Кризис 6-7 лет»

Встреча «Как помочь учиться ребенку? Развитие логического мышления»

Круглый стол «В школу с радостью!»

декабрь

февраль

апрель

Тренинги, деловые игры

1.Интеллектуальная игра  «Выпускник со всех сторон»

2.Тренинг «Эффективное общение учитель- родитель- ученик»

январь

март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический клуб для родителей "Компетентные родители"

Основная цель программы —   гармонизация детско-родительских отношений в семье и  профилактика семейного неблагополучия. Программа рассчитана на 8 занятий. Общее чи...

Программа клуба для родителей и детей "Заинтересованный родитель"

В программе описана цель, структура и конспекты занятий клуба....

Занятие с родителями в "Клубе первоклассных родителей"

Представлен конспект занятия с родителями будущих первоклассников по формированию мотивационной готовности к обучению в школе...

Занятие с родителями в "Клубе первоклассных родителей"

Представлен конспект занятия с родителями по формированию мотивационной готовности к обучению в школе....

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

Клуб для родителей "Речецветик". План работы клуба.

Создание единого пространства развития ребёнка и родителей в области речевой активности....