Третий год жизни. Социально-личностное развитие ребенка.
статья на тему

Кузьма Анна валерьевна

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников отмечаются адекватные спосо­бы общения с близкими взрослыми, социальную компе­тентность, ориентировку в окружающем предметном мире, в пред­ставлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tretiy_god_zhizni.docx78.56 КБ

Предварительный просмотр:

Третий год жизни.

Социально-личностное развитие ребенка.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников отмечаются адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.C:\Users\пк\Desktop\Документы\Моя работа\Лекции\Картинки для раздаток\Z1l-0FakK9U.jpg

Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется умение делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других. Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения.

Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону. Особое место занимают вопросы половой идентификации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.

Для формирования у малыша положительного отношения к себе взрослые должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение обеспечивает возможность активно и эффективно осваивать мир взрослых. Важно чутко реагировать на все переживания малыша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами. Взрослым надлежит способствовать развитию у ребёнка представления о его внешнем облике, обращая внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства.

На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе. Эти изменения наглядно проявляются в поведении малыша. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка полоролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофёром и т. д.

Значительным достижением данного возрастного периода является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур. В эти моменты открывается возможность индивидуального общения родителя с малышом, повод побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Главное, к чему должны стремиться родители, проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени. Помогая малышу одеваться и раздеваться, родители должны быть спокойными и терпеливыми, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и грубых действий. Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминают, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске.

Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё. Взрослый обращает внимание малышей на свои действия, рассказывает, что и для чего он делает, предлагает помочь ему накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца. По окончании игры побудите своего ребёнка вместе положить игрушки на место. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике». Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье служат примером для подражания.