Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения чтению детей !
статья по теме

Харламова Ольга Николаевна

В современном быстро развивающемся мире постоянно растет количество информации, необходимой для усвоения подрастающим поколениям. В системе образования также происходят преобразования вызванные развитием общества, в школы внедряются новые образовательные программы, предъявляющие более высокие требования к детям идущим в первый класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения чтению детей 6-7 лет

В современном быстро развивающемся мире постоянно растет количество информации, необходимой для усвоения подрастающим поколениям. В системе образования также происходят преобразования вызванные развитием общества, в школы внедряются новые образовательные программы, предъявляющие более высокие требования к детям идущим в первый класс. Поэтому процесс овладения базовыми элементарными знаниями и навыками переносится на дошкольный период жизни человека. Овладение навыками чтения теперь также происходит в дошкольном возрасте и является важнейшей составляющей успешности обучения ребенка в начальной школе.

Необходимость раннего, обучения чтению детей, определяется потребностями современного общества. При этом важным остается вопрос о сформированности психических процессов для начала процесса обучения чтению детей дошкольного возраста, влияния обучения чтению на психическое становление ребенка и его личностное развитие. Именно поэтому важным моментом в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста является взаимодействие родителей и педагогов дошкольных учреждений.

По проблеме обучения чтению детей старшего дошкольного возраста отечественными педагогами проделана большая работа и накоплен значительный опыт. Несмотря на множество предлагаемых для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста методик, далеко не все из них достаточно разработаны и апробированы. Некоторые методики не учитывают психические особенности развития дошкольников, другие мало уделяют внимания вопросам влияния обучения чтению на становление и развитие личности ребенка. В связи с этим важным является  выбор методик и их совместное использование, как родителями, так и педагогами дошкольного учреждения.  

Прежде чем говорить о формировании навыков чтения у ребенка в старшем дошкольном возрасте, коснемся тех факторов, от которых зависит развитие ребенка[1].  Развитие ребенка на данном возрастном этапе исходит, от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе и мозгу, благодаря которому ребенок может освоить сложные виды психической деятельности, к которым и относится чтение. В исследованиях отечественных нейрофизиологов было установлено, что различные участки мозга ребенка развиваются в зависимости от того, насколько активно и в какую деятельность включается ребенок. Исследователями доказано, что существуют особые периоды, в которые развитие тех или иных отделов мозга происходит наиболее интенсивно. Такие периоды были названы «сензитивными»[2]. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для обучения ребенка чтению. Если в этот период ребенок включается в адекватную для него деятельность, то соответствующие участки мозга развиваются эффективно и психическое развитие ребенка достигает высокого уровня. Вместе с тем если подобного освоения деятельности не происходит, то может наблюдаться отставание в развитии, компенсировать которое в дальнейшем достаточно сложно.

В работах Л. В. Берцфаи, К. Н. Поливановой, Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгера приводятся разносторонние данные, относящиеся к особенностям усвоения процесса чтения в период смены ведущего вида деятельности перехода от игры к направленному учению. Проведённые исследования свидетельствуют о том, что в разных сферах психического развития действуют сходные закономерности. Переход к новому уровню развития совершается благодаря промежуточным формам деятельности, сочетающим в себе особенности, присущие игре, и черты, характерные для направленного учения. Это же касается и чтения, процесс обучения ребенка 6-7 лет чтению сочетает в себе и игру и учебную деятельность.

Новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов у ребёнка. Результаты экспериментальных исследований, посвящённых развитию отдельных психических процессов на грани дошкольного и младшего школьного возрастов, были представлены в работах М. Р. Гинзбурга, А. Л. Венгера, Е. З. Басиной. Психические процессы сгруппированы по двум основным сферам деятельности, выделенным Д. Б. Элькониным. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребёнка с другими людьми, а перационально-техническая — его отношениями с предметным миром. Они развиваются в диалектическом единстве, и их разделение — лишь теоретическая абстракция (необходимая для научного анализа). Развитию операционально-технической сферы (отношения с предметным миром) способствует становление символической функции психики, без которой не возможно обучение ребенка чтению.

Обучение чтению  в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте должно быть наглядным, т. к. ребёнок этого возраста мыслит образами. Современные методики обучения чтению дают возможность получать информацию с использованием всех анализаторов: тактильных, слуховых, зрительных. Чёткое дифференцирование даётся средствами графики, цвета, объёма, веса, тактильных ощущений.

Как указывают Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. процесс чтения представляет собой сложный психофизиологический акт, состоящий из нескольких умственных действий. П. Я. Гальпериным в результате многочисленных экспериментальных исследований были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами проходит закономерно следующие этапы:

1. Этап формирования действий на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях.

2. Этап формирования того же действия в плане громкой речи.

3. Этап формирования собственно умственного действия.

(В некоторых случаях наблюдаются еще и промежуточные этапы, например, формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т.п.)

Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий, на их основе и строится обучение ребенка чтению[3].

Обучение чтению  в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте должно быть наглядным, т. к. ребёнок этого возраста мыслит образами. Современные методики обучения чтению дают возможность получать информацию с использованием всех анализаторов: тактильных, слуховых, зрительных. Обучение чтению проходит два этапа: аналитический (овладение чтением отдельных частей слов, механизмом чтения слогов, объединением их в слова - слоговое чтение) и синтетический (обучение чтению целых слов, словосочетаний, предложений и фраз, а также усвоение интонационного объединения предложений, осмысление связного текста). При обучение чтению необходимо выделять следующие этапы: 1) выработка внимания к грамматическим признакам слов (предлогам, окончаниям слов, их порядку в предложении) и выяснение их роли в связи слов в предложении; 2) обучение прогнозированию при чтении, т. е. умению догадываться о возможном смысловом и словесном продолжении текста; 3) обучение слитному чтению слов, редуцированию в них безударных гласных; 4) обучение выделению и слитному чтению так называемого фонетического слова (слова с примыкающими к нему служебными словами и частицами); 5) формирование умения объединять слова в словосочетания, их без повторного прочтения; 6) обучение актуальному чтению предложения.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. При организации продуктивного взаимодействия с семьей должны решаться следующие задачи: 1) знакомство с достижениями семьи и дошкольного образовательного учреждения в сфере воспитания ребенка; 2) выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка;  3) согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон; 4)  составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи; 5) совместное создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле взаимодействия дошкольников; 6) постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи; 7) критический анализ и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга. В настоящее время наиболее актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Соответственно, для наиболее эффективного построения образовательного процесса, в частности при обучении старших дошкольников и младших школьников чтению, необходимы разработка и внедрение современных подходов во взаимодействии родителей и педагогов образовательных учреждений. Таким образом, современные и эффективные подходы к организации взаимодействия родителей и педагогов образовательных учреждений обеспечат наибольшую продуктивность образовательного процесса.


[1] Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка// Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – с. 160-166.

[2] Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. с- 237. 

[3] Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М.: Знание, 2004. с- 27.