Рекомендации для родителей "Адаптация в детском саду"
статья (младшая группа) на тему

Данильченко Елена Александровна

Адаптационный период и как его упростить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей младшего возраста в детском саду.

        Время не стоит на месте, меняются сегодня и взрослые и маленькие. Каждый ребенок индивидуален и по-разному реагирует на новую обстановку, а тем более к сосуществованию рядом с "чужими детьми" продолжительное время.

        В наше время  изменились и родители, и дети, которые требуют особого внимания и индивидуального подхода, и, конечно же, педагогической логики и мастерства.

        Один из самых сложных и важных периодов в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не испытывают волнения: как примут малыша в детском коллективе? какие отношения сложатся с воспитателем? не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей.

        Нам, воспитателям, в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

        Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая шумная комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няни. На первых порах не привычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными, часто они упорно не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе.

        Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Длительность адаптации у детей раннего возраста длится обычно 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка небезобиден. Бывают случаи, когда адаптационный период затягивается до двух месяцев. Тогда необходимо прибегать к индивидуальному маршруту адаптации: сокращать время продолжительности нахождения ребенка в детском саду, постепенно его увеличивая, находить индивидуальный подход и т.п.

        В младшем возрасте очень много сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных, не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя, поэтому приходится проводить большую воспитательную работу с родителями. И можно сделать такой вывод, что прислушиваясь к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.

        Известные трудности в этот период адаптации испытывают дети, привыкшие к общению только с мамой и папой. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он негативно относится к воспитателям, няне, что усложняет уход за ним. Дети радушных, гостеприимных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней. У таких детей, как правило, адаптация длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, много играют, общаются с персоналом группы.

Из наблюдений: Максим вместе с мамой за 2-3 недели до поступления в детский сад приходил на территорию и наблюдал, сначала издали, затем подходил поближе, знакомился и общался со взрослыми и детьми. Этот мальчик быстро адаптировался, не плакал и удовольствием ходит в детский сад.

        Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко прошел период адаптации, необходимо заранее с родителями вести беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Проводить анкетирование, а затем на основе полученных результатов делать вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать родителям, чтобы облегчить адаптационный период.

        Хотелось бы отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания,  плохо усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношения, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду.

        Чтобы помочь родителям в период адаптации совместная работа ведется как воспитателем, так и психологом учреждения, а также координируется медсестрой.

         В родительском уголке имеются различные памятки по укреплению здоровья малышей, специально укрепляющая здоровье гимнастика, полезные советы по адаптации детей (как помочь ребенку войти по возможности безболезненно в жизнь детского сада, приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду, как важно упорядочить часы сна, питания, игры и как правильно поощрять детскую самостоятельность).

        Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, можно попробовать, чтобы первые несколько недель его приводили в детский сад папа, бабушка или дедушка, и не оставляли в дошкольном коллективе на целый день, забирали пораньше, чтобы дома создавали спокойный, бесконфликтный климат, щадили ослабленную нервную систему ребенка, в воскресные дни создавали для него режим такой же,  как и в детском саду.

        Если малыш любит играть вместе со всеми, спокойно переносить разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, хорошо спит и у него не пропадает аппетит, мы можем не тревожиться, он готов к новым изменениям в своей жизни.

        В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.