Формирование нравственности у детей.
рабочая программа (старшая группа) по теме

Андрюшкевич Татьяна Ивановна

В дошкольном детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Андрюшкевич Т.И.

МБДОУ№4  Россия Краснодарский край ст. Ленинградская  

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

          В дошкольном детстве ребенок  приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим ценностям.

          В современной ситуации ни одна психологическая проблема на сегодняшний день не вызывает такого большого количества экспериментальных и теоретических исследований, как проблема нравственного становления личности, а соответственно формирования нравственных ценностей в процессе её социализации.

          К сожалению, прикладная дошкольная педагогика и психология не располагает достаточной литературой в данном направлении. Следовательно, актуальность и практическая значимость определили выбор этой темы. На первом этапе были изучены теоретические основы исследования, в частности рассмотрены вопросы:

- Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста;

- Общие понятия нравственных ценностей;

- Методы приёма их формирования.

     Для изучения уровня осознанности детьми нравственных ценностей нами была проведена опытно - педагогическая работа. Нами была составлена и апробирована диагностическая программа, содержащая следующие методики:

  1. «Закончи историю»
  2. «Сюжетные картинки»
  3. «Цветовой тест отношений»

Методика «Закончи историю» была проведена с целью изучения ориентации детей на нравственные ценности.

     Исследования проводились индивидуально. Ребёнку предлагалась история, которую он должен  был закончить. Например, «У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и  сказал…». Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда мальчики ответили…».

        В ходе беседы мы старались понять, ориентируются ли дети на такие нравственные ценности как добро, доброжелательность, честность и др. к сожалению не все дети продолжали ориентироваться на нравственные ценности. Так Дима Т. на вопрос «Что сделал мальчик? пояснил: «Пойдём гулять. В другом случае на вопрос «Кто сломал игрушку? Ответил «Никто не сломал».

              При проведении эксперимента «Сюжет картинки» предлагалось оценить поведение детей, сгруппировать картинки с хорошими или плохими поступками.

        Следующая методика - «Цветовой тест отношений». Для этого был использован белый лист бумаги с наклеенными на него 8 карточками разного цвета. Ребенку предлагалось представить волшебный дом, с волшебными окошками, и что в этих окошках живут разные люди: добрые, ленивые и другие. Затем ребёнок должен был указать на окно, в котором, по его мнению, живет такой человек.

      В результате констатирующего эксперимента нами была составлена сводная таблица и сделан сравнительно - сопоставительный анализ. По данной таблице мы можем сделать вывод о том,  что из 15 обследуемых детей старшего дошкольного возраста,  высокий уровень имеют 2 ребенка, средний- 8 детей, низкий- 5 детей.

      Поэтому, вторым этапом опытно - педагогической работы был формирующий эксперимент, основной целью которого являлись разработка и частичная апробация перспективного плана по повышению уровня осознанности детьми нравственных ценностей.

Таким образом, опытно-педагогическая работа подтверждает, что нравственное развитие будет осуществляться успешнее, если в учебно - воспитательном процессе использовать специально спланированные занятия на формирование у детей нравственных ценностей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"

Статья обращена прежде всего к  педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому н...

Формирование нравственных отношений детей через экологическое воспитание.

способствовать формированию у детей социально-нравственных отношений к окружающему миру через привитие экологической культуры...

Методическая разработка "Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии"

Данная методическая разработка позволит педагогам дошкольных образовательных учреждений  по новому оценить метод сказкотерапии не с психологической позиции воздействия, а как педагогическую техно...

« Формирования нравственных чувств детей 5-6 лет средствами изобразительной деятельности»

В процессе работы по формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста используются определенные методы, приемы и формы работы, каждый из которых имеет свою специфику. Одним из таких средст...