Главные вкладки

    Игры на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
    учебно-методический материал ( группа) по теме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_na_razvitie_obraznoy_pamyati.docx17.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Игра в слова

    Вариант 1.

    Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

    ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

    ПОВТОРИ!

    Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

    Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

    Вариант 2.

    Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

    Вариант 3.

    Трамвай, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет.

    Задания те же:

    –       воспроизведи все слова;

    –       раздели на группы по одному общему признаку;

    –       запомни и воспроизведи.

    2.     Осенние листья

    Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

    Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

    3.  игра в слова

    Инструкция : «Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить».

    Вариант 1.

    ВНИМАНИЕ!

    Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

    Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

    Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

    ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не нужно подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.

    Эта работа важна не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи.

    окол

    ито

    осна

    тарик

    арай

    негурочка

    Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.

    Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.

    Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просила тебя запомнить? Повтори их.

    Вариант 2.

    Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.

     

    блако

    кно

    город

    рех

    кунь

    сень

    гонь

    Задание 1,2,3,4,5 надо повторить.

    Вариант 3.

    Вилка, вата, воск, ворон, венок, вишня, виноград, варенье.

    илка

    ата

    оск

    орон

    енок

    ишня

    иноград

    аренье

    Задания 1,2,3,4,5 надо повторить.

    4.  ИГРА В СЛОВА НА РАЗНЫЕ БУКВЫ

    Инструкция: «Сейчас я назову много слов. Постарайся их запомнить»

    ВНИМАНИЕ!

    Арбуз, медведь, астра, муравей, аптека, мыло, алмаз, малина.

    рбуз                               едведь

    стра                             уравей

    птека                           ыло

    лмаз                              алина

    Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.

    Задание 2. Назови слова, которые начинаются с буквы А.

    Задание 3. Назови слова, которые начинаются с буквы М.

    Задание 4. Назови все слова, которые я просила тебя запомнить.

    5. ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ

    Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

    Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

    Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

    Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

    Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

    Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

    Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

    Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

    6. ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ

    Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

    Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

    Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

    Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

    7. ВКУС И ЗАПАХ

    Задание 1. Представь лимон.

    -         Каков он на вкус?

    -         Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

    -         Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 2. Нарисуй лимон.

    Задание 3. Представь апельсин.

    -         Каков он на вкус?

    -         Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

    -         Какого цвета апельсин?

    -         Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

    Задание 4. Нарисуй апельсин.

    Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

    8. РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА

    Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

    Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

    Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

    Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

    -         Что изображено на картинке?

    -         Какой формы твой рисунок?

    -         Какого цвета твой рисунок?

    При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка.

    9. ИГРА В СТИХИ

    Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч:

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда пустился вскачь?

    Красный, желтый, голубой,

    Не угнаться за тобой.

    (на самом деле автором является А.Барто).

    Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

    Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

    Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

    Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

    Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

    Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

    Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев.

    10. ИГРЫ СО СТИХАМИ

    Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

    БОБЕР

    Посмотри-ка на бобра:

    Без пилы, без топора

    Валит он в лесу осину –

    Стрит в заводи плотину!

    Зубы крепкие бобра

    Поострее топора.

                                                                                        Н. Костарев

    Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

    После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.

    Вариант 2.

    Все то же самое проделать с другими стихотворениями.

    БЕЛКА

    Белка сушит сыроежки

    Лапкой с ветки рвет орешки,

    Все запасы в кладовой

    Пригодятся ей зимой.

                                                                                         З. Александрова

    11. Серия игр «ЗАПОМНИ И ПОКАЖИ, ЗАПОМНИ И НАЗОВИ»

    1. «Найди, кто спрятался»

    Вначале следует прочитать ребенку стихотворение. Спросить, о чем говорится в нем. А затем предложить ему выполнить задание.

    2. «Найди сходство и различие»

    Здесь также читается стихотворение. Далее пусть ребенок расскажет, о чем стихотворение. Потом попросить его внимательно рассмотреть образец. Затем следует его закрыть листом бумаги и пусть выполняет задание по памяти.

    3.     «Опиши картинку»

    Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он  затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей. Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти  у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител...

    Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста

    Развитие логической памяти на основе обобщающих понятий - классификации предметов....

    Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

    Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

    Консультация для родителей на тему "О необходимости развития образного мышления у детей дошкольного возраста"

    Консультация раскрывает приемы работы с детьми для развития образного мышления. Что можно сделать с детьми,.? Вырезать трафареты и затем раскрашивать разными цветами, цветная бумага и игры с ней, прид...

    РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

    Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом...

    Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира. (Многообразие образов в сказках-шумелках)

    В современном обществе как никогда ранее, существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно и конструктивно мыслить и принимать решения и в то же время, способные српереживать. Но за...

    САМООБРАЗОВАНИЕ: «Развитие образной речи у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы». 2016 - 2017 уч. г.

    Форма  представления результата работы над темой:  Доклад. Цели и задачи:- Закреплять умения детей слушать, слышать.   - развивать  образную  речь дошкольников ...