Развитие образной речи у детей дошкольного возраста
проект по развитию речи (старшая группа)

Яхина Эльвира Бикьяновна

В настоящее время в связи с принятием федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования, особую актуальность

приобретает проблема формирования образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. 

Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание. Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которое понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Институт развития образования Республики Башкортостан

кафедра дошкольного и начального образования

 

 

Развитие образной речи у детей дошкольного возраста 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 

                                                                           

 

Разработчик проекта

                                                                 (Яхина Эльвира Бикьяновна, воспитатель, Полилингвальный детский сад №202)

 

                                                                           Руководитель проекта: Гасанова Р.Х. доцент кафедры ДиНО

 

2022

Актуальность проекта

В настоящее время в связи с принятием федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования, особую актуальность

приобретает проблема формирования образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. 

Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание. Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которое понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнение, метафору, гиперболу, иронию.

Вид (тип) проекта – краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта - развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:
-Активизировать и обогатить словарь детей.
-Формировать образные средства языка.
-Активизировать восприятие художественного слова, смыслового содержания текста.

Развивающие задачи:

- Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать необходимую информацию через источники (поэтические произведения, беседы с воспитателями и родителями, просмотр иллюстраций к стихотворениям, словари).
- Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение делать выводы, умозаключения.
-Представлять свой опыт в форме предметов исследования.

Воспитательные задачи:
-Воспитывать чувство прекрасного, интерес к образной речи.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап
  • Формирующий этап
  • Завершающий этап

Ожидаемые результаты проекта - повышение уровня умений детей употреблять в речи художественные средства языка, раскрывать значение образных слов и выражений, умение использовать их в собственной речи
Развитие познавательного интереса детей.

Одна из характеристик связной речи - образность. Образная речь - сложное, многогранное понятие. Ребенок дошкольного возраста способен овладеть умением использовать в своей речи образные средства и выражения, адекватно подбирать средства выразительности в связной речи. Усвоение образных средств языка развивает у ребенка самостоятельность в речевой деятельности, интерес к языку, внимание к культурному богатству народа. Особенности развития мыслительных процессов в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку замечать образные выражения и понимать некоторые из них, но вместе с тем без помощи взрослого ребенок не может полностью овладеть значением образных средств языка.

Практика показывает, что речь детей небогата образными средствами, почерпнутыми из литературных источников, но часто в речи встречаются просторечные слова и выражения, услышанные от взрослых и старших детей. Дети с помощью педагога обращают внимание на «необычные», «красивые» слова, однако не всегда правильно передают их смысл, особенно фразеологических оборотов.

Развитие образной речи детей - многосторонний процесс, предполагающий формирование у детей интереса к образным средствам языка путем обогащения и активизации их словаря; ознакомление с особенностями использования образных средств; формирование умений правильного употребления образных выражений в самостоятельных связных высказываниях.

  Употребление старшими дошкольниками образных средств сказки имеет ряд особенностей:

 речь детей небогата образными средствами, почерпнутыми из литературных источников, часто в речи встречаются просторечные слова и выражения, услышанные от взрослых и старших детей;

 в высказываниях присутствует множество слов и словосочетаний, отражающих современную действительность;

 образные выражения дети чаще использует в учебной ситуации, чем в самостоятельной речевой деятельности;

 попытки самостоятельного сочинения сказок детьми характеризуются про стотой содержания, скудным использованием средств выразительности сказки, однообразием композиционного оформления высказывания.

Успешное развитие образности речи детей старшего дошкольного

возраста зависит от ряда условий:

 отбора образных средств с учетом семантического значения, близости содержания детскому опыту, коммуникативной ценности и важности для понимания текстов художественных произведений.

 накопление образных выражений в речи через ознакомление с художественной литературой, фольклором и общение со взрослыми в саду и дома.

 усвоение семантического содержания образных средств на основе понимания переносного значения выражений.

 активизация образных средств в речи дошкольников через использование

их в повседневной речи и в игровой и познавательной деятельности.

Создание данных условий в ходе работы будет способствовать обогащению

связной речи детей образными средствами, расширять словарный запас, повышать уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Понятие образности и выразительности речи

Образная речь является составной частью культуры речи. Культура речи - это соблюдение норм литературного языка, умение передать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания, передавать их содержательно, точно, выразительно и грамматически правильно. По мнению О.С. Ушаковой, «...образность относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становится одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве».

Высокий уровень речевой культуры включает следующие признаки:

1. Богатство речи - большой объем словаря, понимание и употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых речевых средств.

2. Точность речи - оптимальное словоупотребление - умение выбрать такие слова, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

3. Выразительность речи - отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Культура речи является неотъемлемой частью речевого развития человека. Русский литературный язык богат своими выразительными возможностями, основанными на давности его происхождения, постоянном обогащении из народной среды и благодаря внутренним возможностям развития.

Одна из главных характеристик речи - связность, в контексте которой рассматривается образность речи. Связная речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически сочетавшихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. По определению С.Л.Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.

Образность речи предполагает не только ее экспрессивность, но и картинность, красочность, наглядность. Речь становится образной и в тех случаях, когда она воссоздает облик самого говорящего. Образность является одним из средств порождения сопереживания. Конкретная чувственность, присущая всякому образу, - является источником эмоциональности.

Образными средствами художественной речи являются тропы (изменения основного значения слова, перенос одного названия на другой предмет) и фигуры, которые усиливают впечатление от чего-либо, делая его ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. К тропам относят метафору, метонимию, эпитет, гиперболу, сравнение. К фигурам в широком понимании относят любые языковые средства, придающие речи образность. Условно их делят на семантические (антитеза, градация) и синтаксические (анафора, инверсия, умолчание, риторический вопрос). Речь делается образнее не только благодаря использованию различных тропов, но и благодаря отбору существительных и глаголов, которые помогают нам наиболее точно вызвать представление об описываемом действии и

состоянии. Важен также подбор образных определений и умение с их помощью создать речевой рисунок.

Эпитет наиболее распространенное образное средство, которое чаще всего используется в речи. Эпитетом имя прилагательное становится тогда, когда оно является эмоционально-выразительным развитием образной мысли. Именно это средство художественной выразительности используют чаще дошкольники при рассматривании пейзажных картин и их описании.

Промежуточное положение между тропами и фигурами занимает сравнение. Образная сущность сравнений состоит в сопоставлении двух или нескольких названных словами предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки.

Сравнение помогает раскрыть суть весьма сложных вещей через неожиданное сопоставление. Особым видом сравнения являются отрицательные сравнения. Гипербола - тоже вид сравнения, при котором объективному явлению противопоставляется его преувеличенное представление с целью подчеркивания его особенностей. Если перенос основан на сравнении ярких существенных черт в явлениях, дети легко воспроизводят образ.

В числе языковых средств выражения образов основное место занимает метафора - семантическое явление, обусловленное наслоением на прямое слова добавочного смысла под влиянием контекста, добавочный смысл становится доминирующим, преобладающим, а прямое значение теряет свою роль, оставаясь лишь ориентиром для ассоциаций.

Различают два типа метафор:

а) общеязыковые, где переносное значение слов сближается с вторичным номинативным (дождь идет, солнце встает);

б) речевые: индивидуально – авторские с яркой образностью и выразительностью.

Распространены метафоры, в которых особенности явлений природы,

предметов и отвлеченных понятий уподобляются свойствам живого существа

- олицетворения.

Аллегория является законченным развитием метафоры в особое композиционное построение - это такое воспроизведение жизни, в котором все изображение имеет не прямое, а переносное значение.

Синонимические средства украшают и обогащают словесно-художественное изображение, предоставляют богатые возможности для речевого творчества, позволяют выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достигнуть точности выражения.

Именно эти аспекты (неповторимость, естественность, индивидуальность) отличает речь детей дошкольного возраста, поэтому и развитие такой ее черты как образность должно начинаться как можно раньше.

Развитие образности речи предполагает овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими) и совершенствование выразительных средств языка.

Составными частями образности речи являются:

а) Выразительность речи - умение отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачей общения.

б) Лексическая сторона речи - работа над смыслом слова с целью научить ребенка употребить точное по смыслу и выразительное  слово или словосочетание в соответствии с контекстом . высказывания.

в) Грамматический аспект — обучение ребенка использованию разнообразных стилистических средств (построение разных типов предложений, порядок слов, уместное применение различных частей речи и т.д.) для развития умения оформлять свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

г) Фонетическая сторона - включает в себя звуковое оформление текста (дикцию, темп речи, интонационную выразительность и т.д.).

В современной науке используется термин "изобразительновыразительные средства языка". Иногда понятия "образность" и "выразительность" рассматриваются как синонимы. Исследователи так разграничивают эти понятия. Слово "выразительность" сближается при толковании и употреблении со словами "изобразительность", "образность". Наличие изобразительных средств способствует выразительности речи и представляет собой, в первую очередь, лексические и грамматические средства с чувственно-конкретным значением.

Таким образом, образность речи - сложное, многогранное понятие. Ребенок дошкольного возраста способен овладеть умением использовать в своей речи образные средства и выражения, адекватно подбирать средства выразительности в связной речи.

Особенности восприятия детьми

дошкольного возраста образных средств речи

Восприятие художественной литературы - один из видов восприятия, сложного психического и физиологического процесса. Восприятие литературы - целостный и непосредственный процесс, имеющий свои элементы и стадии.

Процесс восприятия литературного произведения определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, и имеющая своей конечной целью освоение художественного смысла действительности (А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн).

Художественная литература как искусство слова имеет свою специфику.

Знакомству с литературным образом предшествует процесс перевода информации с языка словесных знаков и представление ее при помощи воображения. Особенностью восприятия образа в литературе является осмысленность, поэтому применительно к данному виду искусства наряду с категорией "восприятие" используется термин "понимание”.

В дошкольном возрасте ребенок очень восприимчив и чуток к слову, эмоционально отзывчив и активен в восприятии литературы. Этот период наиболее благоприятен для формирования практических основ эстетического восприятия литературы.

А.В. Запорожец характеризует эстетическое восприятие как «специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов». Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты. Эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей, в связи с общим ходом их психического развития, под определяющим влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли.

В восприятии художественной литературы выделяют следующие стороны (О.Н. Никифорова):

- непосредственное восприятие произведения,

- понимание идейного содержания,

- эстетические оценки,

- влияние литературы на читателя (слушателя) как

последствие восприятия произведений

О.Н. Никифорова, психолог, исследователь процессов восприятия

художественной литературы, выделяет три стадии в процессе восприятия

литературного произведения:

первая стадия - непосредственное восприятие произведения, т.е.

воссоздание и переживание образов произведения, где ведущим процессом

является воображение;

вторая стадия - понимание идейного содержания произведения после

его полного прочтения (прослушивания). Здесь ведущий процесс -

мышление;

третья стадия - влияние художественной литературы на личность как

результат восприятия произведений;

Уровень развития эстетического восприятия – способность воспринимать художественную литературу в целом, в единстве ее содержания и художественной формы – определяет интенсивность впечатления от художественного восприятия, глубину понимания и оценки произведения.

Способность воспринимать и понимать произведения литературы складывается из:

  • Умение представить, вообразить словесные картины,
  • нарисованные писателем;
  • Умение установить существенные связи в тексте, уяснить
  • причины тех или иных событий, осознать воспринятое, понять
  • смысл и идею произведения
  • Эмоциональный отклик на художественное произведение,
  • спо собно сть эмоционально пережить прочит анно е,
  • сочувствовать и переживать вместе с героями.

Опыт воспитательной работы показывает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению. Слушая сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Развитие эстетического восприятия проходит несколько этапов в процессе жизни ребенка. Наиболее интенсивное развитие восприятия художественной литературы происходит в период дошкольного детства.

В младшем дошкольном возрасте у детей развивается зародившийся в раннем возрасте интерес к читаемому произведению, активизируется восприятие услышанного сюжета. Дети мысленно следят за развертыванием событий, понимают происходящее в повествовании.

Здесь важно отметить зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, совпадающие с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты, противоречащие опыту, могут осознаваться неправильно, поэтому значительную роль в восприятии произведения в младшем дошкольном возрасте играют иллюстрации. Они становятся основой для первоначального воссоздания образов героев и событий у малышей.

Также в возрасте до 4 лет у ребенка появляется первый литературный опыт, помогающий ребенку осознавать содержание произведений.

В восприятии произведений дети преимущественно устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, где четко просматривается логика событий, в первую очередь в русских народных сказках о животных, отличающихся прямой связью событий.

В восприятии персонажей особенностью является восприятие младшими дошкольниками в первую очередь действий и поступков персонажа и непонимание его переживаний и мотивов поведения. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, но бывает не связано с текстом.

Младший дошкольный возраст — начальный этап формирования эстетического восприятия литературы, в котором закладывает интерес к книге, умение представить образы произведения и проследить за простейшими логическими связями.

В среднем дошкольном возрасте развивается понимание литературного произведения, что связано с расширением непосредственного опыта ребенка, обогащением его конкретных представлений.

Дети пятого года жизни четче ощущают границы между реализмом и сказкой, чувствуют сказочную фантастику. «Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий», - отмечает А.В.Запорожец.

Ребенок начинает различать изображение и изображаемое, разделять предметы в действительности и в сказке.

У дошкольников вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, сознавать в некоторой мере свои переживания, определять, руководствуясь своими чувствами, отношения к героям, событиям. Эстетическое восприятие детей углубляется в целом, становится более дифференцированным относительно восприятия младших дошкольников.

Старший дошкольный возраст - новый этап в развитии эстетического восприятия художественной литературы и фольклора. У детей ослабевает ярко выраженная эмоциональность восприятия, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению связей между событиями, к пониманию идеи произведения.

К.И. Чуковский определил эту стадию развития восприятия следующим образом: «Кончился этап слияния поэзии с криком и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре».  

К старшему возрасту значительно обогащается жизненный опыт детей, что позволяет им осмысливать более сложные литературные сюжеты и события. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте».

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения, необходимого для свободного воссоздания словесного образа, развитие понимания основных связей в произведении, понимания героя, его действий, поступков, переживаний, мотивов этих поступков и переживаний.

На шестом году жизни дети способны понять в литературном произведении такие события, которых не было в их собственном непосредственном опыте. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения.

Происходит формирование эмоциональной активности ребенка, способности содействовать, сопереживать с героями.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, но начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний.

В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение —способность не только активно содействовать герою, но и сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами. Чаще всего эмоциональное отношение зависит от оценки ребенком поступков героя, опирается на характеристику героя в произведении, становится более адекватным авторскому замыслу.

В старшем дошкольном возрасте процесс развития восприятия идет наиболее активно, дети начинают выделять любимые, предпочитаемые жанры и произведения - формируется избирательное отношение к литературе.

Н.С. Карпинская говорит о зарождении основ эстетического восприятия в старшем дошкольном возрасте. Более углубленное понимание старшими дошкольниками содержания художественного произведения, эмоциональная чуткость, проявляемая ими в процессе слушания, свидетельствуют о формировании у них начатков эстетического восприятия.

На этапе словесно-логического мышления у старшего дошкольника развивается способность объединять, классифицировать образы, оперировать их отдельными компонентами, что позволяет ребенку усваивать образные средства языка.

Для раскрытия образных средств ребенку необходим достаточный уровень образного мышления. Старший дошкольник свободно оперирует образами, способен сопоставлять внешнюю и внутреннюю реальность в своем сознании для создания и использования новых понятий в речи. Комбинации образов ребенок может создавать сам, а также находит их в художественной литературе.

Особенности развития мыслительных процессов в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку замечать образные выражения и понимать некоторые из них, но вместе с тем без помощи взрослого ребенок не может полностью овладеть значением образных средств языка.

Организованная работа способствует развитию образности речи детей

седьмого года жизни, обогащению речи детей образными средствами языка.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

Институт развития образования Республики Башкортостан

кафедра дошкольного и начального образования

 

 

Развитие образной речи у детей дошкольного возраста 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

 

                                                                           

 

Разработчик проекта

                                                                 (Яхина Эльвира Бикьяновна, воспитатель, Полилингвальный детский сад №202)

 

                                                                           Руководитель проекта: Гасанова Р.Х. доцент кафедры ДиНО

 

2022

Актуальность проекта

В настоящее время в связи с принятием федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования, особую актуальность

приобретает проблема формирования образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной передаче смысла речевого высказывания. 

Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание. Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которое понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнение, метафору, гиперболу, иронию.

Вид (тип) проекта – краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта - развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:
-Активизировать и обогатить словарь детей.
-Формировать образные средства языка.
-Активизировать восприятие художественного слова, смыслового содержания текста.

Развивающие задачи:

- Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать необходимую информацию через источники (поэтические произведения, беседы с воспитателями и родителями, просмотр иллюстраций к стихотворениям, словари).
- Развивать интерес к поэтическим произведениям, умение делать выводы, умозаключения.
-Представлять свой опыт в форме предметов исследования.

Воспитательные задачи:
-Воспитывать чувство прекрасного, интерес к образной речи.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап
  • Формирующий этап
  • Завершающий этап

Ожидаемые результаты проекта - повышение уровня умений детей употреблять в речи художественные средства языка, раскрывать значение образных слов и выражений, умение использовать их в собственной речи
Развитие познавательного интереса детей.

Одна из характеристик связной речи - образность. Образная речь - сложное, многогранное понятие. Ребенок дошкольного возраста способен овладеть умением использовать в своей речи образные средства и выражения, адекватно подбирать средства выразительности в связной речи. Усвоение образных средств языка развивает у ребенка самостоятельность в речевой деятельности, интерес к языку, внимание к культурному богатству народа. Особенности развития мыслительных процессов в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку замечать образные выражения и понимать некоторые из них, но вместе с тем без помощи взрослого ребенок не может полностью овладеть значением образных средств языка.

Практика показывает, что речь детей небогата образными средствами, почерпнутыми из литературных источников, но часто в речи встречаются просторечные слова и выражения, услышанные от взрослых и старших детей. Дети с помощью педагога обращают внимание на «необычные», «красивые» слова, однако не всегда правильно передают их смысл, особенно фразеологических оборотов.

Развитие образной речи детей - многосторонний процесс, предполагающий формирование у детей интереса к образным средствам языка путем обогащения и активизации их словаря; ознакомление с особенностями использования образных средств; формирование умений правильного употребления образных выражений в самостоятельных связных высказываниях.

  Употребление старшими дошкольниками образных средств сказки имеет ряд особенностей:

 речь детей небогата образными средствами, почерпнутыми из литературных источников, часто в речи встречаются просторечные слова и выражения, услышанные от взрослых и старших детей;

 в высказываниях присутствует множество слов и словосочетаний, отражающих современную действительность;

 образные выражения дети чаще использует в учебной ситуации, чем в самостоятельной речевой деятельности;

 попытки самостоятельного сочинения сказок детьми характеризуются про стотой содержания, скудным использованием средств выразительности сказки, однообразием композиционного оформления высказывания.

Успешное развитие образности речи детей старшего дошкольного

возраста зависит от ряда условий:

 отбора образных средств с учетом семантического значения, близости содержания детскому опыту, коммуникативной ценности и важности для понимания текстов художественных произведений.

 накопление образных выражений в речи через ознакомление с художественной литературой, фольклором и общение со взрослыми в саду и дома.

 усвоение семантического содержания образных средств на основе понимания переносного значения выражений.

 активизация образных средств в речи дошкольников через использование

их в повседневной речи и в игровой и познавательной деятельности.

Создание данных условий в ходе работы будет способствовать обогащению

связной речи детей образными средствами, расширять словарный запас, повышать уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Понятие образности и выразительности речи

Образная речь является составной частью культуры речи. Культура речи - это соблюдение норм литературного языка, умение передать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания, передавать их содержательно, точно, выразительно и грамматически правильно. По мнению О.С. Ушаковой, «...образность относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становится одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве».

Высокий уровень речевой культуры включает следующие признаки:

1. Богатство речи - большой объем словаря, понимание и употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых речевых средств.

2. Точность речи - оптимальное словоупотребление - умение выбрать такие слова, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

3. Выразительность речи - отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.

Культура речи является неотъемлемой частью речевого развития человека. Русский литературный язык богат своими выразительными возможностями, основанными на давности его происхождения, постоянном обогащении из народной среды и благодаря внутренним возможностям развития.

Одна из главных характеристик речи - связность, в контексте которой рассматривается образность речи. Связная речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развернутое высказывание (ряд логически сочетавшихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. По определению С.Л.Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания.

Образность речи предполагает не только ее экспрессивность, но и картинность, красочность, наглядность. Речь становится образной и в тех случаях, когда она воссоздает облик самого говорящего. Образность является одним из средств порождения сопереживания. Конкретная чувственность, присущая всякому образу, - является источником эмоциональности.

Образными средствами художественной речи являются тропы (изменения основного значения слова, перенос одного названия на другой предмет) и фигуры, которые усиливают впечатление от чего-либо, делая его ярким, выразительным, наглядным и подчеркнутым. К тропам относят метафору, метонимию, эпитет, гиперболу, сравнение. К фигурам в широком понимании относят любые языковые средства, придающие речи образность. Условно их делят на семантические (антитеза, градация) и синтаксические (анафора, инверсия, умолчание, риторический вопрос). Речь делается образнее не только благодаря использованию различных тропов, но и благодаря отбору существительных и глаголов, которые помогают нам наиболее точно вызвать представление об описываемом действии и

состоянии. Важен также подбор образных определений и умение с их помощью создать речевой рисунок.

Эпитет наиболее распространенное образное средство, которое чаще всего используется в речи. Эпитетом имя прилагательное становится тогда, когда оно является эмоционально-выразительным развитием образной мысли. Именно это средство художественной выразительности используют чаще дошкольники при рассматривании пейзажных картин и их описании.

Промежуточное положение между тропами и фигурами занимает сравнение. Образная сущность сравнений состоит в сопоставлении двух или нескольких названных словами предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки.

Сравнение помогает раскрыть суть весьма сложных вещей через неожиданное сопоставление. Особым видом сравнения являются отрицательные сравнения. Гипербола - тоже вид сравнения, при котором объективному явлению противопоставляется его преувеличенное представление с целью подчеркивания его особенностей. Если перенос основан на сравнении ярких существенных черт в явлениях, дети легко воспроизводят образ.

В числе языковых средств выражения образов основное место занимает метафора - семантическое явление, обусловленное наслоением на прямое слова добавочного смысла под влиянием контекста, добавочный смысл становится доминирующим, преобладающим, а прямое значение теряет свою роль, оставаясь лишь ориентиром для ассоциаций.

Различают два типа метафор:

а) общеязыковые, где переносное значение слов сближается с вторичным номинативным (дождь идет, солнце встает);

б) речевые: индивидуально – авторские с яркой образностью и выразительностью.

Распространены метафоры, в которых особенности явлений природы,

предметов и отвлеченных понятий уподобляются свойствам живого существа

- олицетворения.

Аллегория является законченным развитием метафоры в особое композиционное построение - это такое воспроизведение жизни, в котором все изображение имеет не прямое, а переносное значение.

Синонимические средства украшают и обогащают словесно-художественное изображение, предоставляют богатые возможности для речевого творчества, позволяют выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достигнуть точности выражения.

Именно эти аспекты (неповторимость, естественность, индивидуальность) отличает речь детей дошкольного возраста, поэтому и развитие такой ее черты как образность должно начинаться как можно раньше.

Развитие образности речи предполагает овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими) и совершенствование выразительных средств языка.

Составными частями образности речи являются:

а) Выразительность речи - умение отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачей общения.

б) Лексическая сторона речи - работа над смыслом слова с целью научить ребенка употребить точное по смыслу и выразительное  слово или словосочетание в соответствии с контекстом . высказывания.

в) Грамматический аспект — обучение ребенка использованию разнообразных стилистических средств (построение разных типов предложений, порядок слов, уместное применение различных частей речи и т.д.) для развития умения оформлять свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

г) Фонетическая сторона - включает в себя звуковое оформление текста (дикцию, темп речи, интонационную выразительность и т.д.).

В современной науке используется термин "изобразительновыразительные средства языка". Иногда понятия "образность" и "выразительность" рассматриваются как синонимы. Исследователи так разграничивают эти понятия. Слово "выразительность" сближается при толковании и употреблении со словами "изобразительность", "образность". Наличие изобразительных средств способствует выразительности речи и представляет собой, в первую очередь, лексические и грамматические средства с чувственно-конкретным значением.

Таким образом, образность речи - сложное, многогранное понятие. Ребенок дошкольного возраста способен овладеть умением использовать в своей речи образные средства и выражения, адекватно подбирать средства выразительности в связной речи.

Особенности восприятия детьми

дошкольного возраста образных средств речи

Восприятие художественной литературы - один из видов восприятия, сложного психического и физиологического процесса. Восприятие литературы - целостный и непосредственный процесс, имеющий свои элементы и стадии.

Процесс восприятия литературного произведения определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, и имеющая своей конечной целью освоение художественного смысла действительности (А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, С.Л. Рубинштейн).

Художественная литература как искусство слова имеет свою специфику.

Знакомству с литературным образом предшествует процесс перевода информации с языка словесных знаков и представление ее при помощи воображения. Особенностью восприятия образа в литературе является осмысленность, поэтому применительно к данному виду искусства наряду с категорией "восприятие" используется термин "понимание”.

В дошкольном возрасте ребенок очень восприимчив и чуток к слову, эмоционально отзывчив и активен в восприятии литературы. Этот период наиболее благоприятен для формирования практических основ эстетического восприятия литературы.

А.В. Запорожец характеризует эстетическое восприятие как «специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов». Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты. Эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей, в связи с общим ходом их психического развития, под определяющим влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Вместе с тем восприятие прекрасного в жизни и в искусстве оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, на формирование его ума, чувства и воли.

В восприятии художественной литературы выделяют следующие стороны (О.Н. Никифорова):

- непосредственное восприятие произведения,

- понимание идейного содержания,

- эстетические оценки,

- влияние литературы на читателя (слушателя) как

последствие восприятия произведений

О.Н. Никифорова, психолог, исследователь процессов восприятия

художественной литературы, выделяет три стадии в процессе восприятия

литературного произведения:

первая стадия - непосредственное восприятие произведения, т.е.

воссоздание и переживание образов произведения, где ведущим процессом

является воображение;

вторая стадия - понимание идейного содержания произведения после

его полного прочтения (прослушивания). Здесь ведущий процесс -

мышление;

третья стадия - влияние художественной литературы на личность как

результат восприятия произведений;

Уровень развития эстетического восприятия – способность воспринимать художественную литературу в целом, в единстве ее содержания и художественной формы – определяет интенсивность впечатления от художественного восприятия, глубину понимания и оценки произведения.

Способность воспринимать и понимать произведения литературы складывается из:

  • Умение представить, вообразить словесные картины,
  • нарисованные писателем;
  • Умение установить существенные связи в тексте, уяснить
  • причины тех или иных событий, осознать воспринятое, понять
  • смысл и идею произведения
  • Эмоциональный отклик на художественное произведение,
  • спо собно сть эмоционально пережить прочит анно е,
  • сочувствовать и переживать вместе с героями.

Опыт воспитательной работы показывает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению. Слушая сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке со своеобразной реалистической позиции.

Развитие эстетического восприятия проходит несколько этапов в процессе жизни ребенка. Наиболее интенсивное развитие восприятия художественной литературы происходит в период дошкольного детства.

В младшем дошкольном возрасте у детей развивается зародившийся в раннем возрасте интерес к читаемому произведению, активизируется восприятие услышанного сюжета. Дети мысленно следят за развертыванием событий, понимают происходящее в повествовании.

Здесь важно отметить зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, совпадающие с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты, противоречащие опыту, могут осознаваться неправильно, поэтому значительную роль в восприятии произведения в младшем дошкольном возрасте играют иллюстрации. Они становятся основой для первоначального воссоздания образов героев и событий у малышей.

Также в возрасте до 4 лет у ребенка появляется первый литературный опыт, помогающий ребенку осознавать содержание произведений.

В восприятии произведений дети преимущественно устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, где четко просматривается логика событий, в первую очередь в русских народных сказках о животных, отличающихся прямой связью событий.

В восприятии персонажей особенностью является восприятие младшими дошкольниками в первую очередь действий и поступков персонажа и непонимание его переживаний и мотивов поведения. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, но бывает не связано с текстом.

Младший дошкольный возраст — начальный этап формирования эстетического восприятия литературы, в котором закладывает интерес к книге, умение представить образы произведения и проследить за простейшими логическими связями.

В среднем дошкольном возрасте развивается понимание литературного произведения, что связано с расширением непосредственного опыта ребенка, обогащением его конкретных представлений.

Дети пятого года жизни четче ощущают границы между реализмом и сказкой, чувствуют сказочную фантастику. «Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий», - отмечает А.В.Запорожец.

Ребенок начинает различать изображение и изображаемое, разделять предметы в действительности и в сказке.

У дошкольников вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, сознавать в некоторой мере свои переживания, определять, руководствуясь своими чувствами, отношения к героям, событиям. Эстетическое восприятие детей углубляется в целом, становится более дифференцированным относительно восприятия младших дошкольников.

Старший дошкольный возраст - новый этап в развитии эстетического восприятия художественной литературы и фольклора. У детей ослабевает ярко выраженная эмоциональность восприятия, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению связей между событиями, к пониманию идеи произведения.

К.И. Чуковский определил эту стадию развития восприятия следующим образом: «Кончился этап слияния поэзии с криком и топотом ног, началась эпоха дифференциации искусств, соответствующая более высокой культуре».  

К старшему возрасту значительно обогащается жизненный опыт детей, что позволяет им осмысливать более сложные литературные сюжеты и события. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте».

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения, необходимого для свободного воссоздания словесного образа, развитие понимания основных связей в произведении, понимания героя, его действий, поступков, переживаний, мотивов этих поступков и переживаний.

На шестом году жизни дети способны понять в литературном произведении такие события, которых не было в их собственном непосредственном опыте. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения.

Происходит формирование эмоциональной активности ребенка, способности содействовать, сопереживать с героями.

При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, но начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний.

В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение —способность не только активно содействовать герою, но и сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами. Чаще всего эмоциональное отношение зависит от оценки ребенком поступков героя, опирается на характеристику героя в произведении, становится более адекватным авторскому замыслу.

В старшем дошкольном возрасте процесс развития восприятия идет наиболее активно, дети начинают выделять любимые, предпочитаемые жанры и произведения - формируется избирательное отношение к литературе.

Н.С. Карпинская говорит о зарождении основ эстетического восприятия в старшем дошкольном возрасте. Более углубленное понимание старшими дошкольниками содержания художественного произведения, эмоциональная чуткость, проявляемая ими в процессе слушания, свидетельствуют о формировании у них начатков эстетического восприятия.

На этапе словесно-логического мышления у старшего дошкольника развивается способность объединять, классифицировать образы, оперировать их отдельными компонентами, что позволяет ребенку усваивать образные средства языка.

Для раскрытия образных средств ребенку необходим достаточный уровень образного мышления. Старший дошкольник свободно оперирует образами, способен сопоставлять внешнюю и внутреннюю реальность в своем сознании для создания и использования новых понятий в речи. Комбинации образов ребенок может создавать сам, а также находит их в художественной литературе.

Особенности развития мыслительных процессов в старшем дошкольном возрасте позволяют ребенку замечать образные выражения и понимать некоторые из них, но вместе с тем без помощи взрослого ребенок не может полностью овладеть значением образных средств языка.

Организованная работа способствует развитию образности речи детей

седьмого года жизни, обогащению речи детей образными средствами языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759556","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"410","width":"480"}}]]...

Консультация для родителей на тему "О необходимости развития образного мышления у детей дошкольного возраста"

Консультация раскрывает приемы работы с детьми для развития образного мышления. Что можно сделать с детьми,.? Вырезать трафареты и затем раскрашивать разными цветами, цветная бумага и игры с ней, прид...

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира. (Многообразие образов в сказках-шумелках)

В современном обществе как никогда ранее, существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно и конструктивно мыслить и принимать решения и в то же время, способные српереживать. Но за...

Консультация для родителей на тему "О необходимости развития образного мышления у детей дошкольного возраста"

Консультация раскрывает приемы работы с детьми для развития образного мышления....

Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста

Образное мышление — это некий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравни...

Статья "Развитие образной речи у детей дошкольного возраста"

laquo;Развитие образной речи у детей дошкольного возраста»Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме — развитию образной речи. Рассматриваются вопросы значения образнос...