Пословицы и поговорки как средство развития образной речи в старшем дошкольном возрасте.
статья (старшая группа)

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пословицы и поговорки как средство развития образной речи в старшем дошкольном возрасте.

Пословицы и поговорки – самый малый жанр народного устного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкрепленное рифмой. Им свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это они отличаются большой содержательностью, представляют собой четкое суждение, ясное выражение определенной мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений и социально - исторического опыта народа. По сравнению с другими жанрами фольклора пословица и поговорка обладает рядом особых качеств. Они рождаются и бытуют в живой разговорной речи, а не поются и не рассказываются, как произведения других жанров. Использование пословиц и поговорок в речевом контексте придает им конкретное значение. В самих пословицах отмечается их связь с живой речью: «Красна речь пословицей», «Пословица да присказка беседу красят», «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Пословицы и поговорки –  это идиоматические выражения, значения которых не выводятся на основании значений входящих слов. Эти выражения требуют знания того, как применить их по ситуации. Но это не значит, что пословицы и поговорки так сложны, что не находили применения в обучении детей.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н.В. Гавриш. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: «Это про Ваню» («Бедному Ванюшке везде камушки»), «Про Емелю, он медленно едет» («Едет Емеля, да ждать его неделю»), «Про зайца и волка» («Трусливому зайке и пенек – волк»), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.

У детей возникают ассоциации, причем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице «Едет Емеля…» – «Это про Емелю, он щуку поймал»; «Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет». О пословице «Трусливому зайке…" – «Волк – значит пенек, а зайчик на него сел»; «Волк на пеньке сидит». О пословице «Бедному Ванюшке…» – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни»; «Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками».

Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

Впервые пословицы ребенок слышит в речи взрослых и для него смысл пословицы осваивается как общепринятое поучение. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь», «Береги нос в большой мороз». Обобщающий характер пословицы тоже в какой-то мере доступен ребенку: «И грибка не поднять, если не выгнешься», то есть необходимо потрудиться при любом, даже самом приятном занятии. Более общий, переносный смысл пословиц становится понятен детям лишь с возрастом.

В пословицах и поговорках выделяется две стороны – форма и содержание. По форме – «пословицы противоречат нашей грамматике, не годятся для грамматического разбора, зато едва ли есть лучшие средства привести дитя к живому источнику народного языка и внушить душе ребенка бессознательно такт этого языка». Для развития детей брались и такие пословицы, которые имеют два смысла: внешний, живописный, вполне доступный ребенку, и внутренний, недоступный. Глубокий нравственный смысл пословицы может быть оставлен без изменений; пословицы тем хороши, что в них всегда есть нечто, что ребенку следует понять, что представляет маленькую умственную задачу.

На первых этапах обучения грамоте использовались именно пословицы, несмотря на их внешне понятный смысл пословицы не раскроется ребенку сразу, но, краткую и яркую форму, ребенок впоследствии сам узнает. Таким образом, К.Д.Ушинский в развитии «дара слова» использует пословицы, поговорки как средство обогащения слова и смысла.

Содержаниезанятия с детьми дошкольного возраста по живому слову становятся те занятия, «которые не требует иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов, представлений детей». Занятия имеют четкую методическую систему, включают разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение. Понимание «живого слова», «дара речи» связывается дидактом с задачей развития словаря, характером и содержанием методических приемов словарной работы с детьми .

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно – историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме.

В дошкольной лингводидактике выделяют пословицы и поговорки как прием закрепления значений слов и углубления идеи художественного произведения. При работе с этими текстами важно объяснение их смысла в связи с жизненными ситуациями. Лингводидакты считают, что озвучивание пословиц и поговорок без толкования их смысла является ошибкой; слова, вызывающие непонимание у детей, нужно объяснять. Полезным приемом считается использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Пословицы и поговорки являются прекрасным материалом для пополнения лексических знаний дошкольников.

Ученые О.С.Ушакова и Е.М.Струнина рекомендуют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовать следующие мотивационные установки:

1. Игрового характера: «Подобрать Красной Шапочке (игрушке) пословицы о характере волка, о лесе»; «Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы».

2. Общественного характера: «Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей».

3. Мотивационные установки подготовки к школе: «Кто лучше запомнит пословицы и поговорки сейчас, тому легче и интереснее будет учиться в школе».

4. Соревновательные мотивационные установки: «Кто больше назовет больше пословиц о труде? Чья команда быстрее узнает пословицу по ее началу?».

5. Личные мотивационные установки: «Назовитепоговорки, которые вам нравятся», «Подберите пословицу, которая учит вас добру, чему-то хорошему».

Основной «клеткой» педагогического процесса является создание спроектированных ситуаций общения, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик и желание продлить общение со взрослыми, которые практикуют в своей речи пословицы как определенные языковые коды в различных ситуациях. Возможность, значимость знакомства детей с пословицами и поговорками повлекли за собой определение содержания и приемов обучения.

Наиболее действенным средством в обучении выступает эмоциональная окрашенность речи взрослого и ребенка. Различие интонации, ласки, доверия или озабоченности ожидания побуждают детей к процессу творческого овладения языком. Поэтому большая часть заданий дается детям в максимально привлекательной форме с использованием игровых, личностных, общественных, соревновательных и других мотивационных установок при уважительном, доверительном отношении воспитателя к детям.

Оценивая продуктивность выдвинутых учеными положений, мы выделяем пословицы, поговорки как емкое средство развития речи, способ приобщения к культурно-языковым традициям, а также как средство, с помощью которого ребенок может самостоятельно интерпретировать окружающую действительность доступным ему словарным запасом.

Малые формы народного творчества, воплощенные в пословицах и поговорках, представляют собой маркированные лексические единицы и продукты языковой деятельности народа, кодирующие духовные ценности общества и отражающие художественные ценности языка. Если рассматривать в этом ключе использование малых фольклорных форм, в частности пословиц и поговорок, для комплексного развития речевых задач, то очевидной становится реализация в них основных функций языка: коммуникативной (передача информации), кумулятивной (культуроносной) и директивной (регулирующее развитие личности).

Итак, пословицы и поговорки – это ограниченное соединение художественно-образной формы и логического содержания; оно построено на обобщении социального опыта в свернутой, краткой форме и служит индикацией образа мира в понимании народа.

Мы рассмотрели различные стороны речевой деятельности: воспитание звуковой культуры речи; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; обучение связной речи; развитие образной речи. Выявили роль устного народного творчества в речевом развитии.

  1. Выходцов П.С. Русское народное поэтическое творчество. –М., 1975
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.,1975
  3. Арсеньева М. Молдавский фольклор. – Кишинев, 1976
  4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. –М.,1974
  5. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М.,1977
  6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание . – 2005,- №1.
  7. Илькова А.П. Пословицы и поговорки в обучении детей смысловой стороне речи. –Тирасполь, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...

Театрализованные игры как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о том, как театрализованные игры могут влиять на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему :Природоведческая литература как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие развития образной речи детей старшего дошкольного возраста; рассматривается влияние природоведческой литературы на образную речь....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида   Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  на тему: «Сре...

«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка  играет становление  образной речи, т.е. умение правильно использовать  выразительные средства  как метафора, сравнение, ...